5 мая Президент РФ Дмитрий Медведев встретился с руководством и активом партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Этой встречей Дмитрий Медведев продолжил серию консультаций с парламентскими партиями. "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ" представляли Председатель Совета Федерации, Председатель партии Сергей Миронов, руководитель фракции партии в Государственной Думе Николай Левичев и другие.
На встрече обсуждался широкий круг вопросов – антикризисные предложения партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", снижение избирательного барьера для прохождения в Государственную Думу, дальнейшее совершенствование политической системы страны. По просьбе журналистов об итогах переговоров с Президентом рассказал руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе Николай Левичев:
Встреча продолжалась более двух часов вместо запланированных по протоколу полутора. Это свидетельствует о том, что разговор получился содержательный, конструктивный, заинтересовавший Президента. Это был живой и активный диалог – после каждого выступления представителя нашей партии Дмитрий Анатольевич подробно комментировал прозвучавшие предложения, замечания и оценки.
Во второй половине встречи, когда пресса была удалена из зала и обстановка стала более доверительной и неформальной, Дмитрий Анатольевич сказал всем присутствующим участникам беседы, что "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по обсуждавшимся сегодня предложениям выглядела не бледнее, чем "Единая Россия".
Дмитрий Анатольевич начал разговор с оценок динамики развития партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Он отметил, что партия является второй по численности в стране; число ее членов, по официальным данным Минюста, превышает 400 тыс. человек. Партия имеет фракции в законодательных органах более чем половины субъектов РФ. Дмитрий Медведев подчеркнул, что в последнее время "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" окрепла и превратилась в мощную политическую силу. Он также отметил, что у партии есть своя позиция, которую Правительство и руководство страны не всегда поддерживают – но на то партия и является оппозиционной! По словам Президента, он наблюдал публичные дебаты представителей "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Обращаясь к нам, Дмитрий Анатольевич сказал – "вы умеете не хуже, а может, и лучше многих отстаивать свою позицию публично".
Первым на встрече от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" выступил Сергей Миронов. Он отметил, что мы высоко ценим тот факт, что в новом формате встреч президента "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" оказалась второй партией по порядку. В ответ Дмитрий Анатольевич подтвердил, что это, конечно не случайно.
В разговоре было затронуто много проблемных полей, звучало множество дельных предложений. В выступлении Сергея Миронова было отмечено, что "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в лице думской фракции поддержала основные предложения Президента, направленные на совершенствование политической системы. Но, продолжая курс на демократизацию политического процесса, мы внесли предложение двигаться дальше. В частности, Сергей Михайлович отметил, что мы поддержали президентскую инициативу, направленную на то, чтобы голоса избирателей, которые отдают их за партии, не набравшие 7%, не потерялись. Тем не менее, по-прежнему считаем, что на повестке дня остается возможное снижение порога до 5% а может быть, и до 3%. Сегодня, когда, по выражению Дмитрия Анатольевича, "партийная вакханалия 90-х годов" закончилась, можно думать в этом направлении.
Следующее предложение касалось снижения количества необходимых подписей при регистрации партии на выборах. При этом мы считаем, что при сложностях создания партии с учетом всех требований регистрирующих органов лучшим решением было бы вообще не оставлять лазейку для организаторов региональных и тем более местных выборов снимать партийные списки с регистрации по подписям. Не секрет, что сбор подписей – это доходный бизнес, и мы выступаем за минимизацию этой процедуры.
Большой раздел выступления Сергея Михайловича был посвящен проблемам местного самоуправления. Он рассказал о наших планах. 23 июня, накануне съезда партии мы проведем конгресс партийных депутатов всех уровней. Туда приглашено около 250 наших депутатов муниципальных образований первого и второго уровня. По итогам этого конгресса мы планируем создание палаты депутатов партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Также Сергей Миронов остановился на целом ряде моментов, связанных с правоприменительной практикой 131-го закона. Предложения касались совершенствования налогооблагаемой базы за счет введения дополнительного налога на дорогостоящую недвижимость. Прозвучало предложение все налоги с малого бизнеса, а не только налог на вмененный доход, оставлять на муниципальном уровне. Еще одно конкретное предложение, которое было взято на заметку Президентом, касалось того, что при введении института удаления глав муниципальных образований необходимо внести поправку, которая бы регламентировала, что процедура голосования проводится тайно. Это помогло бы исключить давление, которое легче оказать при открытом голосовании.
Также Сергей Михайлович фактами прокомментировал наше предложение устранить на муниципальном уровне институт досрочного голосования. Он привел конкретные примеры, когда до 25%, а в отдельных случаях до 50% голосов (как в муниципальном образовании Внуково) были поданы путем досрочного голосования.
В завершение Сергей Михайлович выразил позицию нашей партии в отношении приближающегося 1 июля прекращения деятельности игорных заведений на всей территории страны за исключением четырех зон. Сейчас поднимается волна лоббистских усилий, чтобы отложить действие этой нормы на годик-другой. Мы попросили Президента проявить принципиальность, понимая, что даже если в этих четырех зонах еще ничего не сделано – до тех пор, пока не прижать к стенке организаторов этого бизнеса, они и "не почешутся". Только когда этот заслон будет законодательно подтвержден, они найдут средства и быстренько создадут инфраструктуру там, где это предусмотрено законом.
Дмитрий Анатольевич в ответном слове отметил, что повышение избирательного барьера было мерой, носившей конъюнктурный характер. Ей можно оперировать в зависимости от развитости политической системы. Эта мера была введена не навечно. Но когда ее изменять – это отдельный дискуссионный вопрос.
По поводу реформы местного самоуправления, в том числе по ее финансовой базе, Президент сказал, что не может не согласиться с предложениями, внесенными Сергеем Михайловичем. Что касается налога на недвижимость, Дмитрий Анатольевич сказал, что, конечно, с налоговыми реформами надо быть аккуратнее, но этот вопрос уже вызрел для серьезного обсуждения. То же самое он сказал по удалению глав муниципальных образований.
Дмитрий Анатольевич также обещал дать соответствующие поручения по игорному бизнесу, чтобы эта тема не была "замылена". Все наши предложения были восприняты очень позитивно и с большим вниманием.
После этого Александр Бабаков рассказал о международной деятельности нашей партии, сделав упор на то, что, включившись в международные форматы, в том числе те, которые открывает для нас членство в Социнтерне, мы получили каналы для отстаивания интересов РФ по широкому кругу вопросов. Он рассказал об очень полезных для нашей страны контактах нашей партии с чешскимии социал-демократами, которые, как известно, ставят заслон размещению американской системы ПРО в Чехии. Александр Бабаков также упомянул о возобновлении диалога парламентариев России и Украины.
Дмитрий Анатольевич в ответ дал высокую оценку нашей международной деятельности, которая очень конкретна и полезна для страны.
После этого слово предоставили мне. Я объяснял и обосновывал позицию партии, связанную с критикой антикризисных мер правительства. Я еще раз сослался на наш антикризисный план, на Хартию социальной солидарности. Оба этих документа Дмитрий Анатольевич у меня попросил, я передал прямо в ходе встречи. Во время общения он с любопытством их полистал.
Мы продолжили дискуссию по налоговым реформам. Мы еще осенью призвали к экстренному снижению налога на добавленную стоимость. Относительно снижения НДС Дмитрий Медведев подчеркнул, что эта цель не снимается с повестки дня и дискуссии по этому поводу с Правительством будут продолжаться. Также он подчеркнул, что цена любой ошибки, связанной с наполнением доходной части бюджета, очень высока. В то же время действовать надо решительно. Дмитрий Анатольевич отметил, что наши требования об отказе прямой господдержки фондового рынка, которые мы сформулировали еще осенью в антикризисном плане, де-факто уже реализованы. Больше эта господдержка осуществляться не будет, так как она доказала свою неэффективность.
Далее Дмитрий Анатольевич отметил из моего выступления слова о необходимости подумать о контроле над крупными состояниями, высказался насчет нашего предложения подумать о переходе к прогрессивной шкале подоходного налога.
Я подчеркнул, что пример Дмитрия Анатольевича по части декларирования доходов не остался незамеченным. Я говорил о большой мобилизующей роли моральной атмосферы в обществе, призвав его и дальше давать чиновникам всех уровней соответствующие примеры, потому что создание таких прецедентов быстро сказывается и на региональном, и даже на местном уровне. В ответ Дмитрий Анатольевич еще раз отметил, что скоро подпишет указ, который обяжет различные категории государственных служащих делать то, что сегодня некоторые из них делают добровольно.
Еще одна тема, прозвучавшая в моем выступлении – предложения разработать и заняться внедрением программы "электронный парламент" – по аналогии с программой электронного правительства, которая, к сожалению, давно буксует. Мы обратили внимание на то, что у большинства муниципальных образований нет своих сайтов в Интернете. Там же, где они есть, они совершенно не соответствуют сегодняшнему уровню. Из 7 городов-миллионников только в Нижнем Новгороде и Новосибирске можно найти данные о бюджете на сайтах исполнительной власти. Мы считаем, что в Интернете необходимо поддерживать и дискуссионные форумы, и дебаты, и голосования, и прямое обращение к депутату, и получение правовых консультаций, и т.д.
Я поднял эту тему потому, что Дмитрий Анатольевич явно демонстрирует личное внимание к сфере электронной демократии. Также я обратил на это внимание, потому что в ноябре прошлого года я участвовал в Мадриде в европейском совещании по проблемам электронной демократии. Россия по показателям электронного участия находится на 98-м месте вместе с Руандой, Узбекистаном и Белоруссией.
Дмитрий Анатольевич отметил, что этой темой надо заниматься. Он привел такую цифру: в Европе люди от 18 лет до 41 года больше новостей черпают из Интернета, чем из телевизионного эфира. Эта тенденция увеличивается, и нам нужно быть к ней готовым.
После этого пресса была удалена. Дальше выступали наши коллеги уже по более конкретным вопросам.
Михаил Васильевич Брячак продолжил тему муниципальных проблем. В частности, он сформулировал предложение о более эффективном использовании приграничного сотрудничества для наполнения федерального, региональных и местных бюджетов. Соответствующие предложения были переданы Дмитрию Анатольевичу. Он обещал изучить эту тему. Речь идет о предложении создать координирующий государственный орган по типу федерального агентства. Сегодня примерно 80% транзитных грузов перевозят иностранные переводчики, и объем штрафных санкций, предъявленных им, которые невозможно изъять, уже превысил 1 млрд. рублей.
Оксана Генриховна Дмитриева поднимала проблему пенсионной реформы. Мы отстаиваем свое негативное отношение к обязательной накопительной части пенсии. Оксана Дмитриева пояснила, что по существующей пенсионной системе одноклассники Дмитрия Анатольевича будут получать на 5% меньше, чем одноклассники нашего с Оксаной Генриховной поколения. Также она коснулась введения плоской шкалы единого социального налога, которое, по нашему мнению, будет крутым регрессом.
Дмитрий Анатольевич согласился, что право на повторную ошибку при пенсионной реформе мы не имеем. Поэтому, видимо, наши предложения получат свое развитие в диалогах с Правительством.
Оксана Дмитриева, касаясь проблем обеспечения жильем среднего класса, также напомнила о драматической судьбе наших проектов по стройсберкассам. Дмитрий Анатольевич прямо на совещании дал поручение Владиславу Юрьевичу Суркову провести совещание в Администрации Президента с членами Правительства, включая Игоря Шувалова, и представителями нашей фракции.
Олег Василевич Шеин поднял тему вовлечения жилищно-коммунальной сферы в рыночную экономику за счет возможностей реализации в этой сфере представителей малого бизнеса. Он приводил конкретные примеры. Он также предложил расширить возможности использования материнского капитала не только на ипотеку, но и на любые формы улучшения жилищных условий. Дмитрий Анатольевич с удивлением узнал, что в итоговом варианте закона эти возможности ограничены только ипотекой. Он дал еще одно поручение Владиславу Суркову обсудить это с Правительством.
Елена Григорьевна Драпеко отметила, что она хочет поговорить о душе. Она критиковала распространение философии гламура, а также заступилась за народных артистов, которые не имеют надбавок за особые заслуги при пенсионном обеспечении. Также обсуждались особенности применения 94-го закона в сфере литературы и искусства.
Александр Леонидович Романович в своей реплике обратил внимание на то, что проблема утилизации мусора в таком мегаполисе, как Москва, не может быть решена в отрыве от Московской области. Дмитрий Анатольевич попросил подготовить системное предложение по решению этой проблемы на межсубъектном уровне. Речь шла о создании координирующей структуры, которая рассмотрела бы эту проблему в комплексе.
Иван Дмитриевич Грачев говорил про инновации. Он подискутировал с Дмитрием Анатольевичем на эту тему, доказывая, что самым эффективным средством для стимулирования инновационных процессов являются налоговые преференции.
Александр Владимирович Четвериков говорил о проблемах сельского хозяйства, о том, как можно было бы ввести землю в экономический оборот и извлечь из этого государственную пользу. И Дмитрий Анатольевич согласился, что земельный налог необходимо повышать, чтобы заставить заниматься землей тех, кто купил ее.