О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты
См. также
разделы
Партия в СМИ

Оксана Дмитриева: "Имеет место полнейшая путаница"

Правительство не способно оценить размеры и эффективность антикризисных трат

08 апреля 2009

 см. также ↓

9 апреля план ценой в 3 трлн рублей должен окончательно быть утвержден на заседании правительства. Своим мнением о предлагаемом комплексе мер делится в эксклюзивном интервью "Часкору" член бюджетного комитета Госдумы депутат от "Справедливой России" Оксана Дмитриева.

– Антикризисная программа правительства рассчитана на 3 трлн рублей. Из них 1,6 трлн предполагается выделить из бюджета. Сумма очень солидная. Насколько оправданны эти траты?

– Мы подсчитали все антикризисные расходы, которые уже осуществили правительство и Центробанк и которые они только планируют сделать согласно своей программе.

У нас получилась фантастическая сумма в 8,2 трлн рублей. Еще раз подчеркну: часть этих средств уже потрачена в 2008 году, часть только намечается к расходованию в 2009 году, а часть средств, например исполнение обязательств по выданным гарантиям, перейдет на 2010 и 2011 годы. Однако в целом по антикризисным расходам имеет место полнейшая путаница и неспособность правительства оценить их размеры и эффективность.

– Что вас заставляет прийти к таким выводам?

– Вот пример: вдобавок к тому триллиону рублей, который выдавался банковской системе в виде субординированных кредитов в прошлом году из ресурсов ЦБ, в этом году предусматривается еще триллион.

При этом эффективность последующего кредитования банками, получившими субординированные кредиты, предприятий реальной экономики вызывает сомнение. Но и через бюджет тратятся немалые антикризисные средства, причем многие из этих расходов очень туманные. Например, на пополнение уставного капитала Внешэкономбанка 75 млрд рублей выделялось в прошлом году и 175 млрд запланировано в нынешнем. То же самое относится к Россельхозбанку, "Росагролизингу" и другим так называемым институтам развития. На что конкретно будут потрачены эти средства – игру на фондовом рынке, скупку активов или какие-либо другие цели, – оценить очень сложно.

– Давайте пройдемся по основным разделам антикризисной программы. В частности, в ней предусматривается выделение средств на поддержку регионов в размере 300 млрд рублей. Считаете ли вы, что этой помощи будет достаточно?

– Полагаю, что реальная потребность в финансировании будет больше. В этом году страна столкнется с тотальным дефицитом региональных и местных бюджетов. По моим подсчетам, общая дыра в региональных бюджетах будет никак не меньше 1 трлн рублей. В антикризисной программе действительно предусмотрены дополнительные трансферты региональным бюджетам на сумму около 300 млрд рублей, но этого явно недостаточно. А при нынешней системе налогообложения, кроме как на помощь из центра, регионам больше уповать не на что.

– Еще один приоритет антикризисной программы – социальная поддержка населения. Насколько она ощутима?

– Я бы предложила судить об этом не по словам, а по фактам. К примеру, нас убеждают в том, что зарплата в бюджетной сфере защищена. Но она идет под сокращение в субъектах Федерации. Даже в Санкт-Петербурге, который относится к регионам-донорам, на 10% сокращается фонд оплаты труда бюджетников. А еще все региональные бюджеты вынуждены урезать свои инвестиционные программы. Отсюда – сокращение объемов строительства, рабочих мест, спроса на стройматериалы, металлы. Таким образом, бюджет провоцирует промышленный спад в регионах. Какая уж тут социальная направленность!

– Но вы же не будете оспаривать тот факт, что правительство выделяет серьезные средства на увеличение пенсий. Более того, нам обещают, что в этом году средний размер пенсии наконец-то достигнет прожиточного минимума. Это действительно так?

– Да, на пенсии заложена адекватная индексация. До конца года их базовая часть вырастет на 40%, а страховая – на 27%. В сумме получится примерно около 5 тыс. рублей, что соответствует средней величине прожиточного минимума пенсионера. Но большая часть индексации базовой части пенсии (на 31%) запланирована с 1 декабря. То есть практически весь этот трудный год пенсионеры проживут с индексацией меньшей, чем уровень инфляции. Во-вторых, следует учитывать, что прожиточный минимум пенсионера составляет 80% от прожиточного минимума работающего. Так что наши старики и после всех компенсаций обречены жить на черте бедности.

– Еще один приоритет программы – поддержка реального сектора. Может быть, в связи с падением нефтегазовых доходов российская экономика наконец-то встанет на инновационный путь развития?

– Честно говоря, я не нашла в программе никаких дополнительных статей расходов, ориентированных на инновации. Зато, судя по данным Росстата, главное падение по итогам февраля идет по обрабатывающим производствам и составляет 20%. По вычислительной технике – спад 70%, по электрооборудованию – 47%. То есть все отрасли с элементами инноваций в глубоком минусе. Очевидно, что из этой ямы они до конца года не выберутся.

– В программе много говорится о необходимости снизить уровень инфляции в стране. За три первых месяца года она, как известно, составила 5,4%. Получится ли у правительства уложиться в запланированные 13 – 14% по итогам года?

– Думаю, что инфляция по году никак не может получиться меньше 20%. Надо учитывать, что на рост цен повлияет мощный эффект девальвации рубля, которая, по моему убеждению, еще не закончена. Подорожают все импортные товары, часть из которых сегодня продается еще из докризисных запасов по старым ценам. К тому же до конца года будут расти тарифы естественных монополий – на 20 – 25%. Всё это внесет свой вклад в ускорение инфляции.

– Сейчас Госдума вносит поправки в федеральный бюджет – 2009, где должны быть учтены и расходы антикризисной программы. Если ваши прогнозы оправдаются, получается, что нынешние поправки могут оказаться не последними?

– Даже в отнюдь не кризисные бюджеты прошлых лет депутаты вынуждены были неоднократно вносить поправки. Уверена, что и этот бюджет будет пересматриваться. Все понимают, что угадать сегодня, каким будет курс рубля и сколько будет стоить нефть, невозможно. Между тем конструкция бюджета во многом зависит именно от этих двух параметров.

Источник: Частный Корреспондент

См. также
разделы
Партия в СМИ
Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International