Выступление Николая Левичева на конференции "Роль парламентских институтов в развитии российско-европейских отношений"
см. также ↓Уважаемые коллеги!
Рад приветствовать гостей и наших товарищей из Европарламента, которые сегодня у нас в гостях в рамках деятельности рабочей группы фракций "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе и Партии европейских социалистов в Европарламенте.
Мировой финансовый кризис особенно наглядно продемонстрировал, что мы живем в одном общем доме, где ответственность, риски и выгоды должны распределяться справедливо между всеми участниками.
Роль левых сил в создании новых форм солидарности на самых разных уровнях трудно переоценить – это солидарность партий и движений, общественных и правозащитных организаций, стран и регионов. Это те формы солидарности, которые противостоят идеологии либерализма и индивидуализма, эгоистической политике изоляции тех или иных стран или групп стран.
Наша конференция – еще один показатель солидарных усилий левых сил в сфере укрепления диалога между нашими народами, между Европой и Россией, как крупнейших акторов мировой политики.
Подписание 9 апреля прошлого года Меморандума о взаимопонимании между Политической партией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и Партией Европейских Социалистов было не просто первым шагом в установлении контактов между парламентариями идеологически близких позиций. Это был своеобразный прорыв, который открыл новые возможности для сотрудничества и продемонстрировал перспективы нового формата межпарламентских связей.
Взаимопонимание России и Европейского Союза является сегодня одной из самых актуальных тем для российских и европейских парламентариев. Это сотрудничество важно как для России, так и для Европы, особенно в контексте преодоления мирового финансового кризиса, борьбы с глобальными угрозами.
Несмотря на то, что формально отношения России и Европейского Союза оцениваются как "стратегическое партнерство", многие политики и эксперты не без оснований утверждают, что развитие отношений зашло в тупик. Признание Косово, конфликт в Южной Осетии в августе прошлого года, кризис в связи с поставками газа через Украину, не подписанное до сих пор Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, напряженность вокруг конкурирующих проектов газопроводов "Северный поток", "Южный поток" и "Набукко" вот неполный перечень проблем, по которым партнерам трудно достичь взаимопонимания. Сделаю предположение, что во многом сложности взаимоотношений Европы и России определялись политикой правых и консервативных сил, которые преобладали в управленческих и парламентских структурах Евросоюза и России.
Приходится признать, что политики из стран Европы зачастую плохо информированы о ситуации в России. Представления о нашей стране и деятельности институтов гражданского общества формируется на основе устойчивых стереотипов. Замечу, что и в России мы часто имеем искаженный образ европейского "капитализма", европейского общества и европейской политики.
Тем более важно, что именно левые, социалистические партии предприняли действительные усилия по поиску компромиссов, сближению позиций на пути решения принципиальных проблем. И роль парламентских институтов как центров согласования интересов, здесь неоспорима. Только в ходе диалога, свободной дискуссии мы можем выстроить взаимовыгодную модель сотрудничества.
Конечно, наши парламентские институты имеют разную степень зрелости. Российский опыт парламентаризма в начале ХХ в. был прерван октябрьской революцией и в новейшее время непросто пробивал себе дорогу. Многие до сих пор воспринимают парламент как один из винтиков управленческой государственной машины, причем не самый главный. Диспропорции в пользу исполнительной власти – пока не преодоленная болезнь нашей политической системы.
Действительно, парламент – относительно новый для нашей страны политический институт, однако его укоренение в российской жизни – уже существенное достижение на пути к реальной демократии. За последние десять лет была проделана огромная законотворческая работа по созданию правовых основ современной экономики и политической системы. Ведущая роль партий в этом процессе не подвергается сомнению. Не только Федеральное Собрание, но и региональные и даже местные легислатуры становятся все в большей степени партийными.
Парламент смог стать мощным фактором стабилизации нашего общества: это не только "фабрика законов", но и арена политического диалога, где сосуществуют разные политические силы, где есть место оппозиции, где возможна критика политического и экономического курса.
Повышается роль парламента и в международных отношениях, в т.ч. во взаимодействии с Европой, как через специальные комитеты и комиссии (куда входят депутаты разных фракций), так и через партийные объединения, пример чему – наша сегодняшняя встреча.
Напомню нашим коллегам, что наша партия является относительно молодой партией в российском политическом пространстве. Мы нашли свою электоральную нишу и демонстрируем положительную электоральную динамику, в 50 регионах сформированы депутатские объединения нашей партии. Но главное, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" является первой за столетнюю политическую историю страны социал-демократической партией, представленной в парламенте.
Наша фракция является наиболее активным депутатским объединением Думы. На каждого депутата фракции за год в среднем приходится 2,6 законопроекта. Для сравнения, у "Единой России" и у КПРФ этот показатель равен 1,5. Фракция активно включилась в законотворческий процесс, сосредоточившись главным образом на законопроектах социальной сферы, на законах, направленных на развитие самоуправления и гражданской инициативы, на корректировку налоговой системы.
Не секрет, что оппозиция в России – в трудном положении. Работа в условиях доминирования партии власти (напомню, она имеет 315 мест из 450) это работа "вхолостую". Даже при условии объединения всех партий, невозможно существенно влиять на ход голосования. Позиция нашей партии в этом вопросе хорошо известна. Мы считаем, что если в парламенте главенствует одна партия это губительно для самого духа парламентаризма. Поэтому, кстати, и возникают вопросы о перспективности и эффективности парламентской деятельности в России. Опыт работы нашего парламента и законодательных собраний субъектов федерации доказывает, что потенциал парламентаризма в России еще не использован в полной мере.
Именно поэтому нам весьма интересен европейский опыт развития социал-демократии, которой в течении 20 века неоднократно приходилось менять стратегию и тактику работы, выступать и в качестве правящей партии, и в качестве оппозиции.
Повторюсь, что сотрудничество с Европой – один из приоритетов российской внешней политики. Более того, выросло целое поколение россиян, которые считают себя европейцами. Поэтому перспективы этого сотрудничества имеют под собой реальные основания. И мы, как парламентская партия, намерены использовать все имеющиеся в нашем распоряжении средства для Российско-Европейского взаимодействия.
Благодаря сотрудничеству с европейскими социалистами в Европарламенте, голос российских парламентариев, и что особенно важно для нас, голос системной российской оппозиции, прозвучал на представительных встречах парламентариев и политиков Европы и мира.
Отрадно, что в центре дискуссий на этих встречах оказываются наиболее актуальные вопросы, волнующие общественность стран Евросоюза и России. Так, в феврале в Брюсселе состоялся круглый стол, организованный группами социалистов в Европарламенте, Парламентской Ассамблее НАТО и Совете Европы на тему "Нужна ли Европе новая структура безопасности?". В обсуждении этого животрепещущего вопроса приняли также участие представители нашей партии, с докладом выступал наш коллега, вице-спикер Государственной Думы Александр Бабаков. Думаю, что реформы в области международной и европейской системы безопасности нуждаются в активном привлечении России, а европейским социалистам еще предстоит выработать собственную стратегию возможных преобразований в этой сфере.
Другой острой проблемой в отношениях между Европой и Россией остается проблема энергетической безопасности, прежде всего в силу энергозависимости Европы. Не случайно на февральских слушаниях "Энергетическая безопасность для Европы", организованных группой социалистов в Европарламенте, рассматривалась возможность диалога между Европой, Украиной и Россией в связи с недавним кризисом, а также уроки, которые должна извлечь Европа при формировании своей внутренней и внешней энергетической политики. В этих слушаниях в дискуссии активно участвовали наши коллеги, Заместитель Председателя Комитета по энергетике ГД Иван Грачев и депутат ГД Кира Лукьянова.
Буквально на днях делегация нашей партии участвовала в работе Глобального Прогрессивного форума в Брюсселе, организованного Партией Европейских Социалистов, посвященного проблемам ликвидации последствий энергетического кризиса и изменения климата в мире. Могу сказать, что наша партия готова активнее включаться в решение этих проблем как на международном, так и на национальном уровнях.
Борьба с экономическим кризисом и его последствиями останется на ближайшее время основным направлением взаимодействий между нашей фракцией и европейскими социалистами. Крах либеральной экономической модели, долгие годы считавшейся образцовой, требует новых подходов в государственном регулировании экономики. И здесь нужен поиск наиболее эффективных экономических мер, с одной стороны, а с другой стороны, необходимо обеспечить всем жителям Европы социальные права и гарантии. Я уверен, что в этой области у нас большие перспективы для сотрудничества на самых разных уровнях управления, в частном секторе и в гражданском обществе.
Подчеркну, что в России отказ от неолиберальной политики вызван не только кризисом, но и деятельностью институтов гражданского общества, позицией нашей партии, последовательно выступающей за реализацию социалистических принципов в управлении экономикой. Оставаясь оппозиционной парламентской партией, мы стремимся к тому, что многие наши идеи нашли воплощение в проводимой государственной политике. В частности, наши предложения о совершенствовании социальной политики, о строительстве социального государства, о более активной политике обеспечения занятости и борьбы с безработицей, о поддержке деятельности независимых профсоюзов и т.д. Наша фракция внесла целый пакет антикризисных законопроектов в Государственную Думу.
Антикризисные предложения партии прозвучали и на международном уровне. Депутат Госдумы от нашей партии Анатолий Аксаков принял участие в заседании Комиссии Социнтерна по глобальным финансовым проблемам. Делегация нашей партии участвовала в заседании Совета Социалистического Интернационала в Мексике.
Что касается перспектив нашего сотрудничества через парламентские институты, то я бы остановился на следующих моментах:
Во-первых, социалистические силы России и Евросоюза могут участвовать в выработке совместной глобальной антикризисной стратегии. По многим пунктам этой стратегии наше видение ситуации сходится. Я полностью согласен с коллегой Полом Расмуссеном, который после встречи G-20 сказал, что мы должны оказывать давление на европейских консервативных президентов и канцлеров... Нам действительно нужен Новый Глобальный Курс.
Второе. Думаю, что должна определиться позиция левых сил в подготовке и нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и РФ, подписанного почти 15 лет назад. "Строительство новой Европы без разделительных линий" проект реальный, осуществимый, но предполагающий определенные усилия с двух сторон. Разработка нового соглашения сопряжена с рядом сложностей, связанных прежде всего с "особым мнением" ряда восточноевропейских государств, в частности Польши и Литвы. Но переговоры нужно продолжать, только так можно преодолеть трудности. Россия и Европа обречены жить в одном общем доме, пусть даже и в соседних квартирах – а значит, должны договариваться по всем вопросам. В конечном итоге мы должны прийти к тому, чтобы термин "стратегическое партнерство" перестал быть термином без содержания.
Третье. Европе и России предстоит достигнуть взаимопонимания и в области энергетической безопасности. Заметим, что до 2030 г. Россия готова выдерживать взятые на себя обязательства и наращивать объемы добываемой нефти и газа. Однако объемы инвестиций, необходимых России, составляют порядка 800 млрд. долл. по газу и порядка 700 млрд. долларов по нефти до 2030 г. Обеспечение необходимых условий для строительства газопроводов – совместная задача России и стран Евросоюза, не менее нас заинтересованного в этих проектах.
Четвертое. Особые перспективы будет иметь сотрудничество в сфере совершенствования трудового законодательства, особенно в связи с масштабами миграции, в области осуществления политики устойчивого развития в Европе, в области образования и культуры.
В этой связи весьма продуктивным для развития отношений между нашими партиями представляется сотрудничество Института "Справедливый мир" и Фонда европейских прогрессивных исследований своеобразных "мозговых центров" наших партий. Думаю, что включение в зону взаимообменов и дискуссий институтов гражданского общества, общественных организаций обогатит и расширит взаимопонимание между левыми движениями Европы и России, между нашими народами.
Мы рады видеть наших коллег на всех важных мероприятиях, которые проводит наша партия. В прошлом году партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" провела два Международных Социалистических Форума, в которых приняли участие представители многих левых партий из стран Европы, Америки, Азии, постсоветского пространства. В этом году, в июне месяце, в Москве состоится Третий Международный Социалистический Форум, который будет посвящен роли левых сил в глобальной политике и стратегии выхода из глобального экономического кризиса. Надеюсь, что коллеги из Европы снова примут активное участие в работе его круглых столов.
Кроме того, в июне мы планируем также провести съезд партии и конгресс депутатов регионального и местного уровня, и для европейцев – это хорошая возможность увидеть и понять, чем живет российская глубинка, над чем работают парламентарии наших городов и регионов. Уверен, что обмен опытом – интересен и полезен и для европейцев, и для россиян.
Подобное активное взаимодействие с левыми партиями старого Света, постоянный диалог между нашими партиями способствует большему пониманию европейскими политиками истинного положения дел в России. Мировое социалистическое движение ставит перед собой самые решительные цели, но достичь их можно только совместными усилиями и консолидированными действиями.