О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Кризис: легко ли быть молодым

24 марта 2009

 см. также ↓

В последние месяцы основной темой политических и научных дискуссий стал разразившийся в нашей стране и во всем мире экономический кризис. Однако при обсуждении этих проблем в фокусе внимания оказываются вопросы исключительно экономического характера, связанные с кризисом финансовой сферы и неустойчивостью положения крупных экономических агентов.

Между тем стоит обратить внимание на то, что кризис в нашей стране носит отнюдь не только экономический характер. Это кризис социальный, связанный с духовным и культурным упадком общества, распадом традиционной системы ценностей. Поэтому и политика государства по его преодолению не должна замыкаться только на действиях макроэкономического характера. Она должна быть направлена на консолидацию общества, поддержку гражданских инициатив. В этой связи особое значение приобретает молодежная политика государства. Молодые люди – это именно те, кому под силу преодолеть кризис, привести страну к духовному и нравственному возрождению.

Отношение государства к молодежи всегда было показателем уровня развития общества, степени его открытости и устремленности вперед. Именно вопросы молодежной политики становятся узловыми в кризисные и переломные моменты развития страны. Необходимо иметь четкое представление о том, насколько молодое поколение воспринимает ценности и традиции старшего поколения, насколько оно связано со своими корнями. В то же время именно молодые люди – основной потенциал для развития общества. Они обладают наибольшим потенциалом производительной силы, готовностью к усвоению и практическому применению новых технологий, новых идеологий, нового мышления и мировоззрения. Молодые люди являются носителями наиболее современного знания. Именно поэтому в современных условиях необходимо сконцентрироваться на проблеме встраивания молодежи в гражданское общество.

Молодое поколение во многом предопределяет направленность идущих в современном обществе процессов, возможность социальной стабилизации и экономического роста. В России, несмотря на неблагоприятную демографическую ситуацию, согласно последней переписи населения проживают 39,5 млн человек в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет почти 27% населения. Естественно, и в перспективе, да и в настоящее время от социального самочувствия молодого поколения россиян зависит и экономическое, и социальное развитие страны, ее безопасность и стабильность. Комплекс проблем и противоречий, с которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям. Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним 10-25-летним повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения пенсионеров, инвалидов и детей. Коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения), по прогнозу Росстата, возрастет в 2016 году по сравнению с 2005 годом на 20% и составит 709 человек. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований.

То, что 2009 год объявлен в России Годом молодежи, говорит о том, что мы наконец осознали важность работы с молодым поколением. И одной из приоритетных задач в этой связи становится разработка эффективной, отвечающей современным требованиям государственной молодежной политики.

Цели ГМП требуют не просто улучшения и совершенствования всех систем работы с молодым поколением, но серьезного и качественного ее изменения, формирования новой идеологии, теории и практики социальной работы с молодежью и серьезных подходов к совершенствованию законодательства, обеспечивающих на деле, а не декларативно конституционные права и свободы молодых россиян.

Очевидно, что нынешняя форма работы с молодежью, охватывающая не более 5-10% молодежи, достигла пределов своего развития и должна быть изменена. На периферии государственной молодежной политики не должны оставаться те проблемы, которые волнуют самих молодых людей. Для этого необходимо, чтобы государство отошло от модели восприятия молодежи как объекта попечения. Потому что следствием такого восприятия является формирование у молодежи пассивного, потребительского отношения к обществу и государству. Необходимо относиться к молодежи как к партнеру, а не как к объекту воздействия. Только на этом пути сейчас можно достичь эффективного диалога власти и общества, укрепить институты гражданского общества за счет активного встраивания в них представителей молодого поколения. Базовым принципом, который будет регулировать партнерские взаимоотношения власти и молодежи, должен быть в этой связи принцип взаимной ответственности.

Поэтому главная задача – предоставление молодежи самых широких возможностей для самореализации:

  • поддержка молодых граждан в сфере образования и проф ориентации в виде создания информационных и консультационных центров по вопросам выбора профессии;

  • принятие мер в области здоровья, физической культуры и спорта. Необходимы ежегодные диспансеризации детей и подростков, увеличение числа центров репродуктивного здоровья, проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий среди молодежи для популяризации здорового образа жизни и т.д. Необходимо формировать прежде всего у молодежи жизнесохранительное поведение, прививать навыки физической культуры и здорового образа жизни, обеспечивать профилактику абортов через развитие эффективной системы планирования семьи, чтобы создание семьи для молодых стало стимулом личностного роста, а не социальной деградации;

  • поддержка молодежи в сфере труда и трудоустройства. Это один из самых больных вопросов для молодого специалиста. Выпускнику вуза, не имеющему опыт работы, крайне сложно реализовать себя в профессиональной сфере. Большая часть безработных сейчас – это именно молодые люди, впервые ищущие работу. Государству необходимо переломить эту ситуацию, дать молодежи возможность для реализации полученных знаний, ведь знание это – наиболее высокотехнологичное и передовое. Фракция "Справедливая Россия" предлагает ввести квотирование рабочих мест для молодых специалистов: бюджетные организации обязаны предоставлять не менее одного рабочего места молодому сотруднику без опыта работы, получившему профильное образование. Также, возможно, ввести меры налогового стимулирования для увеличения заинтересованности работодателей в новых кадрах. Кроме того, государству необходимо ввести жесткий контроль за соблюдением трудовых прав молодых граждан, потому что в этой сфере наблюдаются чудовищные нарушения законодательства. Ужесточение ответственности работодателей, консультации молодежи относительно их трудовых прав – все это должно привести к более эффективному вовлечению молодежи в трудовую деятельность, а значит, и ее встраиванию в гражданское общество;

  • помощь в решении жилищных проблем, развитие социального сектора. Несмотря на действия, которые уже были произведены в этом направлении, жилищная проблема по-прежнему остается наиболее острой. Государство должно считать своим приоритетом обеспечение молодых семей жильем и взять на себя большую часть решения этой проблемы. Необходимо всячески поощрять и стимулировать строительство молодежных жилищных кооперативов, увеличивать льготы молодым семьям на получение муниципального жилья, развивать систему ипотеки и вводить альтернативные ей системы, позволяющие обеспечить молодежь отдельным жильем уже сейчас, а не тогда, когда ими будет создана необходимая материальная база. И здесь одна из основных задач – увеличение государственных гарантий, повышение доверия граждан, и в первую очередь молодежи, к государству, ведь экономическая, социальная, общественная активность возможны только при условии уверенности в завтрашнем дне.

Таким образом, необходимо проведение продуманной, дифференцированной молодежной политики, охватывающей все уровни власти, все сферы общественной жизни, все группы и категории молодых людей.

Источник: Российская газета

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International