В период экономического кризиса существенно вырастает число трудовых конфликтов. В тоже время действующий сегодня в России правой механизм затрудняет их оперативное разрешение. В частности, ст. 28 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает, что иск к организации не может быть предъявлен по месту жительства работника, или по месту расположения обособленного подразделения организации. В тоже время, по мнению депутата Госдумы от фракции "Справедливая Россия" Олега Шеина, именно сейчас принципиально важно обеспечить четкое регулирование отношений между работником и работодателем, чтобы в дальнейшем избежать ситуаций, когда обострение этих отношений "будет выплескиваться в самых сложных и неконтролируемых формах". Поэтому депутат внес в Госдуму поправку, разрешающую гражданину подавать иск в суд по месту расположения обособленного структурного подразделения своей организации.
Данный вопрос был рассмотрен Госдумой на пленарном заседании 13 февраля. Обосновывая необходимость и логичность такой поправки, депутат привел несколько примеров того, как сегодня работникам, чтобы подать в суд, нередко приходится преодолеть тысячи километров. В частности, в госкорпорации по организации воздушного движения 16 филиалов и 300 центров и отделений, которые являются структурными подразделениями и нередко находятся за тысячи километров от ближайшего филиала или головного центра. То же самое и с РЖД: чтобы подать в суд работник Северомуйской дистанции пути должен ехать в Иркутск за 3 тысячи километров от дома. Ситуация с экипажами морских судов, по словам депутата, еще интереснее: по российскому законодательству экипажи иностранных судов могут обращаться в судебные инстанции, а российские экипажи такого права лишены.
"Учитывая тот факт, что судебные процессы по трудовым спорам тянутся 6-7 месяцев с многочисленными переносами заседания, работники не могут даже представить свои интересы в суде", отметил он. В такой ситуации работники физически лишены возможности сформировать объединение для трудового спора, поскольку оно должно включать более 50% персонала. По словам Шеина, соответствующую поправку "в свое время протащил" глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков. "Именно отказ от переговоров на основе этой нормы в марте прошлого года спровоцировал забастовку на подмосковных железных дорогах, отметил депутат. – В итоге РЖД конфликт проиграло, но зачем было его провоцировать на пустом месте, это вопрос политической ответственности РЖД".
Шеин в своем выступлении также отметил, что из 1100 трудовых споров 2007 года лишь восемь прошли "в рамках прокрустова ложа трудового законодательства". "То есть, конфликты сами по себе, а законодательство само по себе, считает депутат. – А мы вступаем в период тяжелых, проблемных конфликтов, поэтому сегодня необходимо принимать аварийные, оперативные меры, чтобы не тушить пожары, а предотвращать их".
Тем не менее, думское большинство предложение "Справедливой России" не поддержало, сославшись на несовершенство действующего законодательства. "В Гражданском кодексе обособленными подразделениями являются только филиалы и представительства, отметил содокладчик от комитета по гражданскому законодательству, единоросс Дмитрий Вяткин. – Есть его несогласованность не только с Трудовым кодексом, включающим понятие "обособленные структурные подразделения", но и с различными подзаконными актами". Поэтому для того, чтобы решить поставленную автором поправки проблему, по мнению представителя "Единой России", "необходимо принятие совершенно иного законодательства, иной концепции", которая бы устранила существующие сегодня несогласованности.
В итоге за принятие законопроекта высказались 66 депутатов при необходимых 226 голосах.
Источник: Новая Политика