


Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов выступил на заседании Государственного Совета под председательством Президента РФ Владимира Путина, посвящённом вопросам подготовки кадров для экономики Российской Федерации:

- Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Сегодня мы обсуждаем стратегический для нашей страны вопрос. Мы помним, что "кадры решают все", но от того, какие это будут кадры, зависит будущее России.
В связи с этим я хотел бы начать с одной очень важной темы, а именно – удержания специалистов в оборонно-промышленном комплексе. Мы из истории хорошо помним, что очень часто прорывные технологии, которые потом использовались в мирных целях, были разработаны из необходимости оборонять нашу страну.
Сегодня российская промышленность перестроилась на задачи специальной военной операции. Предприятия работают в высоком темпе. Более того, этот вклад уже виден в макроэкономике: военная экономика стала одним из факторов, поддерживающих динамику внутреннего валового продукта.
Но вот что принципиально важно для кадровой подготовки: этот потенциал нельзя потерять после завершения специальной военной операции. Уверен, она завершится с решением всех задач, которые Вы, Владимир Владимирович, ставили. И Победа будет за нами. Но кадровое обеспечение оборонных производств – часть этой задачи. Но надо думать на шаг вперёд: сохранить людей, сохранить коллективы, сохранить технологические цепочки и главное – знания.
Завтра потребуется грамотное перепрофилирование части мощностей под гражданские цели. И сделать это можно только тогда, когда кадры остаются в отрасли и передают компетенции новым поколениям.
Поэтому нужны решения, которые укрепляют уважение к труду в ОПК и удерживают специалистов. Возможно, один из таких шагов – установить особую меру признания для работников ОПК: рассмотреть возможность присвоения им статуса и льгот, сопоставимых со званием "ветеран труда", как знака государственного уважения к людям, которые своим трудом обеспечивают безопасность страны и её экономическую устойчивость.
Вы неоднократно говорили, что главный резерв системы управления нашей страной – ветераны специальной военной операции. Именно их необходимо подготовить для занятия ключевых административных должностей. Они – будущая элита в государственном и частном секторе.
Сегодня уже говорилось о низкой безработице – 2,2%, это около 1,7 млн человек. Но парадокс: эти цифры сами по себе не означают устойчивости. В действительности, этих двух млн человек не хватает в самых базовых профессиях. У нас дефицит учителей, врачей, полицейских. Здесь необходимо думать. Я подробно не буду говорить, но я уверен, что достойная зарплата медикам и подготовка кадров просто необходимы. Сегодня, к сожалению, мы видим, что выпускники медицинских учебных заведений не идут в государственные структуры, идут в частные клиники со всеми вытекающими последствиями.
Не могу не сказать о школе. Ценность труда, ответственность перед обществом и привычка постоянно учиться формируются в детстве – через авторитет учителя и качество образования. Но сегодня престиж профессии учителя, к сожалению, снижается. Не могу не сказать о том, что реформа зарплат учителей практически начинает саботироваться, даже не начавшись.
Было заявлено, что 70% зарплаты составит фиксированная базовая ставка, а 30% – стимулирующие выплаты. Учителя пишут: на две тысячи повысили оклад и "срезали" все. Проверка тетрадей – бесплатно, заведывание кабинетом – бесплатно, все, что касается выслуги лет и категорий – тоже ничего. Не могу не сказать, в Москве зарплата учителя – 90 тыс. руб., а в Красноярске – 23-24 тыс. И это сказывается, учителей не хватает.
Не могу не сказать о безопасности. Сегодня кадровый некомплект в МВД превышает 170 тыс. человек. Часть сотрудников ушла добровольцами на СВО, нагрузка на оставшихся выросла кратно. При этом самый болезненный провал – на низовом уровне: участковые, ППС, оперативные подразделения. Тут, конечно, нужно предлагать достойную зарплату, делать службу престижной и конкурентоспособной.
Сегодня уже говорилось, и абсолютно правильно, о системе среднего профессионального образования. Колледжи сегодня – это уже не "второй выбор" для школьников. Это один из главных каналов подготовки кадров для экономики, и цифры это подтверждают: порядка 65% ребят после 9 класса выбирают именно среднее профессиональное образование. Значит, здесь формируется будущий костяк рабочих профессий, мастеров, техников – тех, на ком держится производство. На эту положительную динамику повлияло в том числе и возвращение труда в наши школы, уроки которого были абсолютно неправильным решением ликвидированы. И не могу не сказать, очень хорошо работает система "работодатель – колледж". Это ключ к подготовке кадров. Когда предприятие активно участвует в подготовке специалистов: формирует запрос, даёт места практики, наставников, оборудование, и потом забирает ребят на работу, это снимает главную проблему – разрыв между обучением и реальными требованиями производства.
Не могу не поднять проблему трудоустройства выпускников высшей школы. Послушайте, у нас, я назову вещи своими именами, ерунда происходит. Блестяще закончил вуз, хороший специалист, но если нет трех лет стажа, до свидания. Это "ловушка отсутствия опыта", и это необходимо менять.
Если колледжи, система среднего профессионального образования развивается в этом направлении, то в остальном очень много вопросов. Значит, необходимо наращивать практическую подготовку в вузах по всем отраслям.
И особенно это касается подготовки горных инженеров. Минерально-сырьевой комплекс – это принципиальная отрасль для развития страны. И для её кадрового наполнения нам необходимо сформировать корпус горных инженеров нового типа.
Хороший пример такой подготовки подает родной для нас, петербуржцев, Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II. По Вашем поручению, Владимир Владимирович, он вошёл в пилотный проект по улучшению качества инженерного образования, и разработали полноценную систему инженерной школы. В ее основе переход к полноценному образованию, получаемому за один цикл.
Система очень простая – первые два года – единый базовый модуль, чтобы студент получил общую инженерную культуру. А дальше в рамках шестилетнего цикла получения высшего образования в целом формируются дополнительные компетенции, а выпускник осваивает две рабочие профессии. Фундамент подготовки – это практика. За шесть лет студенты получают до 52 недель реального опыта на предприятии в статусе инженера-стажёра.
Институт создал пять технологических площадок (четыре в Ленинградской области и одну в Крыму), где будущие инженеры овладевают нефтегазовыми, энергетическими и общеинженерными компетенциями, без которых сегодня невозможно представить востребованного рынком выпускника. И таких технологических площадок нет больше не только в России, нет нигде в мире. Наш Горный университет впереди планеты всей.
И ещё одна вещь, которую нельзя не отметить, – институт через развитую систему студенческого наставничества формирует профессиональную среду, которая сопровождает человека от поступления до трудоустройства и закрепления в профессии. Когда у выпускника есть не только компетенции, но и дисциплина, командность, понимание миссии – вот тогда получается настоящий инженерный корпус.
Считаю, что такой подход нужно не просто поддерживать, а закреплять как стандарт и масштабировать и на другие высшие учебные заведения. Подготовка инженеров – это ключевой вопрос развития страны, без них не будет настоящего технологического суверенитета.
Спасибо за внимание.