О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Николай Новичков, Валерий Гартунг и Андрей Кузнецов о переносе даты ЕДГ на второе воскресенье октября

17 декабря 2025

 см. также ↓

17 декабря Государственная Дума отклонила проект федерального закона № 41987-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части переноса даты единого дня голосования на второе воскресенье октября". С докладом выступил Николай Новичков, от фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ выступил Валерий Гартунг, вопросы задали Валерий Гартунг и Андрей Кузнецов.

Николай Новичков:

-Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемый Александр Михайлович (Бабаков, Заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)!

Буду краток, законопроект предлагает перенести единый день голосования со второй недели сентября на вторую неделю октября, ровно на месяц. Связано это с тем, что накануне единого дня голосования, который выпадает на вторую неделю сентября, вся избирательная кампания выпадает на период летних отпусков, взаимодействовать с избирателем крайне сложно, проводить встречи крайне сложно. После окончания лета наступает 1 сентября, понятно, что родители заняты другим, более насущным, отправляют детей в школу, то есть вот это вхождение в такой избирательный процесс практически не осуществляется.

Как следствие, это приводит к низкой явке населения. Посмотрите единый день голосования этого года, в ряде столиц субъектов Федерации явка составляла 10%, 15%.

То есть, говорить о реальном народовластии здесь, конечно же, не приходится. Понятно, что месяц, может быть, радикально ситуацию не изменит, но месяц добавится для более эффективного вхождения в избирательный процесс, для более эффективного взаимодействия с избирателем, для стимулирования наших граждан принять участие и реализовать своё активное избирательное право.

Прошу поддержать. Спасибо.

Валерий Гартунг:

- У меня вопрос к представителю комитета.

А какая экстраординарная причина была переноса даты выборов с декабря на сентябрь? Спасибо.

Александр Тетердинко (член Комитета по государственному строительству и законодательству):

- Да, уважаемый Валерий Карлович, данный вопрос был предметом рассмотрения Конституционного Суда. Если вы обратитесь к тексту соответствующего постановления, там всё указано. Я не буду здесь его цитировать. Оно многостраничное. Спасибо.

Андрей Кузнецов:

- Уважаемый Александр Павлович, я, знаете, какой вопрос хотел задать, он только на первый взгляд может показаться несвязанным с этой темой, но вот знаете, в следующем году у нас повышение стоимости коммунальных услуг будет два раза. Первое будет с 1 января, а второе с 1 октября.

И вот у меня вопрос к вам. Почему с 1 октября, а не с 1 сентября?

Спасибо.

Александр Тетердинко:

- Не предмет регулирования данного законопроекта.

Спасибо.

Валерий Гартунг:

- Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!

Я за коллегу отвечу на вопрос Андрея Кузнецова, почему с 1 октября, а не с 1 сентября. Потому что в сентябре выборы, а после выборов можно поднимать цены без ущерба партии власти. Это первое.

Второе. Ссылка на решение Конституционного Суда, хоть 200 листов оно будет или 300, бессмысленна, потому что мы много лет избирали в декабре высшие органы власти, а потом вдруг перенесли на сентябрь.

В первые свои выборы в 1997 году, когда я пошёл в Государственную Думу, были довыборы, тогда освободился округ, и довыборы назначили, тогда был не единый день голосования, а вот освободился мандат, через полгода довыборы и так далее, и попал на июнь. Не 1 июня, но в июне были выборы. Тогда была минимальная явка 25%, тогда норма была, сейчас нормы этой нет. И тогда за меня проголосовало в три раза больше, чем за следующего, но мандат я не получил, потому что власти, скажем так, посчитали, что это неправильно, и явку засушили, был 21%. Это такая была манипуляция. И всем известно, что летом будет минимальная явка. Поэтому убрали минимальный порог явки для того, чтобы теперь при минимальной явке всё равно выборы состоявшиеся были.

Но как сейчас проходят у нас избирательные кампании? Минимум информации. Вот у нас же в сентябре выборы, да, летом минимум информации, никакой рекламы. А раньше же как? В каждый дом приходили, приносили приглашения, ваш избирательный участок номер такой-то по такому-то адресу. Где? Вы видели сейчас, чтобы это разносили? Нет, этого нет. Рекламу выборов видели? Нет, этого нет. В лучшем случае висит портрет губернатора действующего как главы региона и где-то там значок одной партии. И для чего всё это делается? Для того, чтобы минимум людей пришло. Вы видели видео в интернете, как в Челябинской области на одном из избирательных участков прямо избирательные комиссии: один снимает, а двое прямо толкают в эти ящики бюллетени пачками?

Я задал вопрос прокуратуре, что это такое? Знаете, какой ответ получил? Это была тренировка предотвращения вбросов. Вот такой ответ я получил. Нормально. Ну, хорошо, тренировка предотвращения вбросов, то есть члены избирательной комиссии тренировались, как предотвращать вбросы: двое вбрасывали, один фиксировал. Это для чего я сейчас вам всё это рассказываю? Это для того, чтобы вот эти люди, которые вбросами занимаются, чтобы меньше нужно было вбрасывать, потому что чем меньше людей придёт, тем меньшее количество бюллетеней нужно вбросить, чтобы получить большинство, но мы же все понимаем, о чём идёт речь, абсолютно все понимаем.

Я вот гляжу в зал и вижу, что вы тоже всё понимаете. Но зачем мы тут комедию-то ломаем? Единственное, к чему это приводит? Это приводит к тому, что доверие к Государственной Думе либо там к руководителю субъекта Российской Федерации, кто таким способом избирается, оно падает, легитимность власти падает. А когда падает легитимность власти в глазах избирателя – это прямой путь к потрясениям социальным.

Я думаю, что вы этого не хотите, как и мы. Так ведь? Все, никто этого не хочет. Поэтому, коллеги, мне кажется, в интересах нас всех, давайте мы вернёмся к тем правилам игры, которые у нас существовали много лет: глава региона уходил в отпуск и не только глава, любой кандидат, который шёл на выборы, он уходил в отпуск.

Я был директором завода в 1997 году, я тоже ушёл в отпуск и ходил, выполнял требования законодательства. Почему сейчас это проблема для главы региона, в чём проблема-то? Никакой проблемы нет.

Раньше главы регионов уходили в отпуск и выигрывали выборы, если им люди доверяли, а если им люди не доверяли, так никакие ухищрения не помогали, потому что люди шли на выборы и выборы были не как сейчас, а выборы были в другое время, когда явка была высокая и никто не ставил под сомнение легитимность. Да, боролись, был второй тур. Я помню выборы главы Московской области, когда у нас Геннадий Селезнев и Громов бились, два тура было, ну вот это были выборы.

Поэтому, коллеги, давайте мы как-то посмотрим на это с государственной точки зрения, именно с государственной точки зрения, потому что доверие к власти – это устойчивость всей политической системы, это важная вещь. Поэтому просим поддержать.

Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Политика в отношении обработки персональных данных
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International