16 декабря Государственная Дума приняла проект федерального закона № 1058242-8 "Об организации контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (в части установления порядка организации и осуществления контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления)". С докладом выступила официальный представитель Правительства РФ, статс-секретарь – заместитель Министра юстиции РФ Елена Ардабьева. От фракции СР вопрос задал Федот Тумусов:
- Уважаемая Елена Анатольевна, я правильно понимаю, что данный законопроект разрабатывался в связи с тем, что раньше органы местного самоуправления были вне государственной власти, а сейчас они входят в единую систему власти и в связи с этим приравниваются, как субъект проверки, к органам государственной власти? И вы наверняка анализировали, в связи с принятием данного законопроекта, количество проверок, оно увеличится или, наоборот, уменьшится?
Спасибо.
Елена Ардабьева:
- Спасибо, Федот Семёнович.
Количество проверок мы анализировали. Мы являемся органом, который мониторит законодательство и, в том числе количество проводимых проверок остальными органами. Сейчас наши цифровые системы это позволяют.
Ну, вот немного статистики. За 2023 год у нас количество проверок контрольных надзорных органов, а это все органы федеральные и прокуратура, у нас было 152 тыс., в 2024 году эта прибавка плюс 8% – 164 тыс.
Количество одних только запросов контрольно-надзорных органов в 2023 году было 729 тыс. В 2024 году прибавка плюс 12%, 817 тыс. Как раз наш законопроект и направлен на то, чтобы снизить количество этих проверок.
Но, отвечая на вашу реплику о том, что раньше у нас органы местного самоуправления по положениям ранее действовавшей Конституции не входили в состав органов государственной власти, а сейчас входят, и как-то от этого поменялось у нас количество проверок или поменяется, это не так. Тот законопроект, который мы предлагаем, он касается публичного контроля, контроля за муниципалитетами, как органов публичного образования.
У нас 248-й Федеральный закон, который говорит о государственном муниципальном контроле в Российской Федерации, он тоже у нас контролирует муниципалитеты, но осуществляет контроль за ними только как за хозяйствующими субъектами.
Сейчас у нас новый Федеральный закон 131, который регулирует органы местного самоуправления, эти вопросы, да, местного значения и так далее, в нем тоже есть статья о публичном контроле, но она всего одна, там 21 пункт, и очень декларативные рамочные пункты.
В этом законопроекте, который мы предлагаем, он более конкретный, более подробный, и что позволяет контролирующим органам не отойти ни на шаг от тех предписаний и тех сроков, которые в нем указаны.
Поэтому еще раз скажу, что этот законопроект не зависит, вот этот контроль, который мы здесь прописываем, он и сейчас существует. Мы новые виды контроля не вводим. И он, как существовал до того, как органы местного самоуправления не входили в систему органов госвласти, так и сейчас. Мы регламентируем именно подробный механизм этих проверок для контролирующих органов и должностных лиц органов местного самоуправления.
Спасибо.