10 декабря Государственная Дума отклонила проект федерального закона фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ № 1149361-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога". Доклад представил заместитель руководителя фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, председатель Комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг:

- Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Мы также предлагаем отменить транспортный налог, но только на территории всей страны.
Во-первых, что такое транспортный налог? Это дополнительное налогообложение с владельцев транспортных средств. Но у нас этой цели служит акциз. Как взимается акциз? То есть, природа акциза, она понятна, да? Чем больше едешь, больше тратишь топлива, соответственно, больше платишь денег. Транспортный налог независимо от того, ездишь ты, не ездишь, пользуешься транспортным средством или нет, ты платишь его в любом случае. Причём ещё классик говорил, что автомобиль – это не роскошь, а средство для передвижения. Но при таком налогообложении как он не будет роскошью? У нас транспортный налог – это фактически аналог налога на роскошь.
Вот ко мне поступали обращения от пенсионеров. Просто одну историю расскажу. Пенсионер, военный пенсионер вышел на пенсию. Купил себе хороший подержанный автомобиль с хорошим двигателем. Он теперь заоблачный транспортный налог платит, а ездит только летом.
Понимаете? То есть, фактически получается, что пенсионера просто лишили возможности пользоваться транспортным средством, потому что он вынужден был этот автомобиль продать, потому что он ему не по карману, транспортный налог огромных денег стоит. Понимаете? Десятки тысяч и даже сотни тысяч рублей, если двигатель с большим объёмом, да и ещё и региональные власти накрутили по максимальной шкале.
Поэтому, с точки зрения справедливости, нельзя собирать с одного и того же объекта несколько налогов несколько раз. Понимаете? Транспортный налог, акциз, проезд по платным дорогам и ещё система "Платон" – четыре раза, четыре шкуры сдираем. Вот вам, пожалуйста, у нас автомобиль стал роскошью.
Дальше. Давайте сравним, какое налогообложение у наших соседей будет. У нас всё по-другому, там нет такого налогообложения, даже нигде нет такого налогообложения, чтобы с автомобилиста аж четырежды брали. Это что касается международного опыта.
Теперь что касается того, что нам тут говорят о том, что этот транспортный налог – это региональный налог, мы не можем вмешиваться в волеизъявление региональных властей. Любой налог – это федеральный налог, федеральным законом он устанавливается, любой налог устанавливается федеральным законом, а уже ставки меняются в зависимости от полномочий субъектов Российской Федерации, где те полномочия, которые мы им туда передали.
Теперь что касается, вы говорите, что есть субъекты Российской Федерации, они могут принять решение поменять ставки. Вы мне приведите перечень субъектов, у которых сейчас профицитные бюджеты. Я думаю, что пальцев двух рук уже достаточно, все, остальные дефицитны, и эти субъекты не получат денег из федерального бюджета для покрытия дефицита, если они не используют все свои полномочия для сокращения дефицита и пополнения своего бюджета. Поэтому они и поднимают всё по максимальной ставке независимо от того, могут люди платить или не могут. Поэтому единственный вариант решить эту проблему – на федеральном уровне отменить транспортный налог.
И я одну вещь напомню, когда вводился транспортный налог, нам здесь обещали, что когда мы введем транспортный налог, мы тогда акцизы им снизим, понимаете. То есть, не будет двойного налогообложения. Вот такая дискуссия была здесь. Почему-то забыли через несколько лет про это. И акцизы оставили, не меньше сделали, а больше, еще и транспортный налог теперь ввели и теперь поднимаем его всё это время.
Коллеги, если нужны деньги в бюджете, то давайте вернемся к поиску этих денег. Не будем обирать бедных пенсионеров, у которых денег не хватает на уплату транспортного налога, а давайте увеличим налогообложение банковской системы, например. Возьмем, увеличим налог на прибыль банков с 25 до 35% – 400 млрд рублей в год, это как минимум.
Второе предложение, альтернативное. Мы можем триллионы рублей собрать, если мы отменим налоговый маневр и вернемся к налогообложению нефтяной и газовой отрасли, будем взымать налоги при продаже сырья за рубеж, и не только в нефтегазовом секторе, но и во всех сырьевых отраслях. То есть, вывозишь сырье за рубеж, плати экспортные пошлины. Перерабатываешь внутри страны – не плати экспортные пошлины. И, соответственно, снизить налог на добычу полезных ископаемых.
Таким образом, мы и топливо сделаем дешевле, и сырье сделаем дешевле, увеличим глубину переработки. А что такое увеличение глубины переработки? Это создание дополнительной добавленной стоимости. А как мы знаем, у нас налог на добавленную стоимость есть. То есть, мы увеличим доходы бюджета, если мы правильно изменим налоговое законодательство, будем стимулировать переработку сырья внутри страны, и мы денег соберем гораздо больше, чем потеряет бюджет из-за отмены транспортного налога, в десятки раз. То есть при желании компенсировать выпадение этих доходов вполне можно.
Другое дело, что нужна политическая воля. С одной стороны – миллионы автовладельцев не самых богатых, а на другой чаше весов – финансовый и сырьевой сектора.
Вот и выбирайте, за кого вы. Спасибо. Прошу поддержать.