О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

"Лётчик должен быть расторопным!"

12 апреля 2025

 см. также ↓

9 мая 2022 года в центре Мелитополя был поднят красный флаг – точная копия Знамени Победы, которое советские солдаты установили на крыше Рейхстага в 1945-м. Многие годы нацистский киевский режим запрещал местным жителям проявлять любую симпатию к подвигам советских солдат – по всей Украине полным ходом шла так называемая декоммунизация. Но все изменилось после начала специальной военной операции. Российские бойцы, как их деды и прадеды 80 лет назад, снова освободили исконно русские территории от коричневой чумы. Это событие стало поистине историческим для мелитопольцев. Особенно для человека-эпохи, который встретил Великую Победу в руинах поверженного Берлина.

"Я тоже расписался на Рейхстаге в 45-м. "618-й ШАП, Капитонов В. Н." – вот такой я там оставил автограф. Капитонов В. Н. – это я, а 618-й ШАП – штурмовой авиационный полк, с которым я дошёл до Берлина", – вспоминает Владимир Николаевич.

Весной 1945-го ему шел всего 21-й год. В канун 80-летия нашей Победы кавалеру двух орденов Отечественной войны, медалей "За боевые заслуги", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина" исполнилось сто лет. Почти половина его вековой жизни связана с авиацией: 26 – с военной, еще 20 – с гражданской. Но сначала были три года на фронте в составе того самого авиационного полка, а после войны четыре курса училища летчиков дальней авиации – именно в такой последовательности.

Стать летчиком Володя Капитонов решил еще до школы. На свет он появился в селе Чириково Турковского района Саратовской губернии 5 ноября 1924-го.

"Вы знаете, в честь кого названо место, где я родился? – В честь Алексея Ильича Чирикова, который открыл Аляску!" – с гордостью объясняет ветеран.

Владимир Николаевич покинул родное Чириково еще в 30-х годах прошлого века. Но о малой родине до сих пор может лекции читать.

Даже на 101-м году жизни свой широкий кругозор, способность держать в памяти массу деталей и самой разной информации ветеран объясняет просто: "Есть липкое внимание, а есть расторопное. Вот лётчик должен быть расторопным".

"Липкими" Владимир Николаевич называет людей, которым сложно выполнять несколько задач параллельно. "Расторопными" – тех, кому это под силу. Он именно такой – с рождения, от природы.

***

Однажды летом 1932-го Володя пас коров. Присматривая за буренками, одновременно изучал мир вокруг: искал четырехлистный клевер, проверял, можно ли осокой порезать палец, размышлял, сможет ли подорожник остановить кровь. От изучения флоры Поволжья его отвлек шум сверху. Володя задрал голову и увидел в небе над собой самолет.

Все в округе знали: в их Саратовской губернии уже год как строят школу военных летчиков. Сегодня на этом месте находится аэродром стратегической авиации "Энгельс-2", который играет ключевое значение в поддержании боеготовности нашей ядерной триады. До 2022 года в открытых источниках можно было найти информацию о базировании там стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МС и Ту-160. После начала СВО упоминания о типах "стратегов" и местах их дислокации в открытом доступе нет.

В 1930 году на стройку под Саратовом приехали 10 тысяч человек – поэтому уже к концу 1931-го будущих летчиков с их командирами было где поселить и где кормить. В феврале 1932-го начались учебные полеты. А 8 июля того же года первый в истории школы курсант поднялся в небо самостоятельно. Возможно, свидетелем тому и стал маленький пастушок из Чирикова Володя Капитонов.

В тот день у него появилось две мечты: посмотреть на живого летчика вблизи и самому сесть за штурвал. Осенью мальчишке предстояло идти в школу, и он решил: обязательно постарается выбиться в отличники! Чтобы после десятилетки его точно взяли учиться на пилота. Но десятилетку Володе пришлось оканчивать совсем в другом месте. Причина тому – голод в Поволжье.

"Дома мы тогда ежей ели, кору дуба ели. Однажды у меня четыре дня вообще ничего во рту не было".

Ветеран вспоминает, как от голода умерла его сестра-двойняшка. Как вслед за ней ушел маленький брат. Тогда мама, уроженка Черниговщины, убедила отца ехать к ее родным: "Тут мы все умрем".

На новом месте Володя не забыл, что обещал себе учиться на одни только пятерки. Еще он занимался спортом. А в восьмом классе пошел записываться в аэроклуб. И услышал: "Приходи, как станешь совершеннолетним". Но совершеннолетие Владимир Капитонов встретил на Урале – в эвакуации.

***

Великая Отечественная началась, когда парню не исполнилось и семнадцати. Он сразу побежал на призывной пункт. Однако офицер, принимавший заявления от добровольцев, сказал: подростков на фронте пока не ждут. И дал совет: "Лучше учись и думай, как принести пользу Родине в тылу".

Два месяца Володя провел в дороге. Обустраиваться пришлось в Копейске. Это промышленный городок в Челябинской области. Предприятий там почти полтора десятка: и трубы производят, и гидрооборудование, и горную технику. Владимир сначала поступил учеником на военный завод: освоил очень нужную профессию электрослесаря. Довольно быстро получил пятый разряд – выше был только у бригадира. Капитонову скоро должно было исполниться 18, поэтому на заводе решили подстраховаться: оформили толковому работящему парнишке бронь. Однако использовать ее молодой человек категорически не захотел.

В день своего рождения он снова отправился на призывной пункт. А потом ходил туда еще полтора месяца – каждый день после работы: утром уговаривал начальника цеха отпустить, вечером – военкома отправить его на фронт.

Володя работал на сборке 82-мм мин – и старшие товарищи убеждали, объясняли, доказывали: снаряды на передовой нужны ничуть не меньше молодых необстрелянных пацанов! Но Капитонов твердил: "Что вы мне Родину не даете защищать – чем я хуже других!"

И 25 декабря 1942 года он получил наконец долгожданную повестку. А спустя три месяца был зачислен в 618-й штурмовой авиационный полк – его сформировали первоначально как ночной бомбардировочный в ноябре 1941-го. Первым делом пилотов отправили на переподготовку: им предстояло учиться выполнять боевые задачи с помощью новейших самолетов Ил-2 – СССР только что наладил серийное производство штурмовиков, которые конструкторы прозвали "летающим танком", а солдаты вермахта – "чумой".

В 1942 году экипажи полка были переброшены на Сталинградский фронт. Их первым заданием было уничтожение немецких танков и мотострелков, которые пытались прорваться к своим через Дон. Затем подразделение получило приказ громить и на земле, и в воздухе авиацию противника, попавшего в окружение на одном из участков под Сталинградом. После этого летчики прикрывали с воздуха наши части, наступавшие под Ростовом­на-Дону, Шахтами и Новочеркасском.

Владимир Капитонов прибыл в распоряжение командования 618-го штурмового авиационного полка, когда его воздушные асы били фашистов в районе Северо-Кавказского хребта. Он думал, сбывается мечта об управлении железной птицей. Но командование бросило его на другой участок. В полку обрадовались, узнав, что новобранец владеет рабочей профессией. Электрослесарь – это ведь универсал. И мотор перебрать может, и с электрикой разобраться. А пацан еще и азы минного дела успел освоить! Расторопный, в общем, парень! Владимиру объяснили: такие специалисты, как он, на фронте тоже на вес золота!

За первые два с небольшим месяца, что Володя служил в полку, его боевые товарищи совершили 716 боевых вылетов. Они уничтожили и вывели из строя 714 полевых орудий, 32 зенитных пулемета, 22 миномета. Это не считая автотранспорта, обозов с провиантом и складов с боеприпасами!

Владимир, хоть и совершеннолетний, но по-прежнему мальчишка, не спал сутками – латал штурмовики между задачами. Вытаскивать их, подбитые, с поля боя он тоже помогал. Часто под обстрелом.

"В душе у нас было два слова священных – Мать и Родина. Когда ты под огнем, сердце так бьется, будто выстукивает мамины слова – "Сын мой, я с тобой!" А потом Родины призыв – "Вставай, страна огромная!""

Еще Владимир Капитонов верил, что и в небо однажды он тоже поднимется! В кабине пилота! Пока же... Солдат боевые задачи не выбирает и приказы не обсуждает.

***

Первого боевого вылета Капитонов и вправду дождался. Но совершил его не за штурвалом штурмовика, а в хвосте – бортстрелком.

"Раненых у нас было много. В первый раз меня потому и взяли на задачу. Посадили в хвост с автоматом, сказали смотреть, чтоб наш самолет сзади никто не атаковал и, если что, – прикрывать командира, – объясняет ветеран. – Стрелять я к тому времени умел, ракурсы знал. Справился!"

Однажды Володю взял с собой в полет один из лучших полковых пилотов. Он и сегодня помнит его имя: Алексей Овчинников. Целью вылазки была пристрелка новых орудий. Ничего особенного бойцы от неё не ждали. Летать планировали над своими позициями, максимум над нейтральной полосой. Но в итоге...

В итоге Володя увидел, как настоящий ас работает в экстремальной ситуации. От расположения полка до линии фронта было километров 15. Бойцы не заметили, как оказались над позициями противника. Лишь когда по ним открыли огонь, поняли: внизу фашисты.

"В лагерь мы возвращались бреющим полетом, чуть не в пяти метрах от земли, на скорости двести семьдесят километров в час! Овчинников гнал – я отстреливался. И видел лица фашистов, по которым стрелял".

Ни страха, ни жалости Капитонов тогда не испытал. К тому времени у него к солдатам Гитлера появился личный счет. Из дома написали о гибели Володиной тети. Зимой 1943-го отряды СС и примкнувшие к ним соединения венгерской армии совершили десятки массовых казней на Черниговщине, а также в соседних районах Курской и Брянской областей – мстили за успехи партизан на том участке фронта, расправляясь с гражданскими. Одну из самых жестоких карательных операций нелюди провели в селе Сребное, где жила сестра матери Капитонова, – за один только день они расстреляли и сожгли заживо 682 местных жителя. Вместе с тетей в огне погибли ее маленькие сын и дочка.

"А меня смерть искала, искала – но не нашла", – задумчиво рассуждает Владимир Николаевич.

***

После Победы он поступил, наконец, в летное. С отличием окончил Кировоградское военное авиационное училище – позже его переименовали в 60-е высшее авиационное училище летчиков ВВС. Думал, получит диплом и поедет, то есть полетит охранять границу или исполнять интернациональный долг. Но командование решило иначе.

Контрольный полет Капитонову назначили на ночь. Совершить его надо было на одном двигателе, а сажать боевой самолет предстояло без фар и прожекторов, по приборам. Его рассматривали на должность инструктора. Практический экзамен показал, что не зря – молодому фронтовику и вправду есть чем поделиться с будущими пилотами.

Параллельно с преподавательской работой Владимир Николаевич испытывал новые модификации Ил-28. И гражданские воздушные суда он тоже помогал вводить в эксплуатацию. Говорит: "Я летал на 11 типах самолетов, а курсантов учил летать на восьми".

Поэтому, когда пришло время прощаться с военной авиацией, на пенсию Капитонов не ушел. "3 августа меня уволили из полка – а 5-го я уже был зачислен в штат ‘‘Аэрофлота’’".

Следуя своему принципу "летчик должен быть расторопным", Владимир Николаевич добился успехов не только на службе: вырастил двух сыновей и дочь. К сожалению, своего старшего Капитонов пережил. Виктор Владимирович работал начальником охраны Туапсинского порта. Во время очередного паводка сильно пострадали служебные помещения. Сын ветерана 14 часов провел в холодной воде, спасая документы и технику. Заболел воспалением легких. И через два месяца его не стало...

Другой сын, Сергей Владимирович, стал пилотом, как отец. И его сын тоже решил пойти по стопам отца и деда. Так что Капитоновы – это теперь самая настоящая летная династия.

Супругу Анну Владимировну глава семьи называет своей главной помощницей – пока мужчины летают, она присматривает за мужем. Он, правда, утверждает, что в особом уходе не нуждается. Зрение его в последние годы подводит. А в целом выправка у него по-прежнему военная, спина прямая, воли к жизни в избытке. Владимир Николаевич с удовольствием принимает гостей. Особенно радуется молодым. И счастлив, что 80-летие Великой Победы встречает в стране, где никто не забыт и ничто не забыто.

"Нас мало осталось – тех, кто воевал. Но мы оставляем вам великое наследство – нашу Родину. И завещаем вам любить ее всегда такой, какая она есть", – такой наказ даёт ветеран и нынешним, и будущим поколениям россиян.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Политика в отношении обработки персональных данных
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International