Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов 24 марта выступил на Всероссийском антибуллинговом форуме "Надо поговорить!":
- Уважаемая Яна Валерьевна (Лантратова, первый заместитель руководителя фракции "СРЗП" – Прим. ред.), дорогие коллеги, спасибо, что откликнулись и пришли. Тема, которую мы сегодня планируем обсудить, очень важна. Мы знаем, что идут бои на фронтах специальной военной операции, идут бои в экономике. Россия под беспрецедентными санкциями, 28 595 санкций введено против нашей страны.
Но в то же время мы с вами понимаем, что идёт борьба за умы и сердца нашей молодёжи. И от того, кто выиграет эту битву, зависит не только будущее нашей страны, но и будущее всего человечества.
Я хочу начать с того, что меня крайне удивило. Вроде термин уже привычный – буллинг. Думаю, так, я всё-таки погуглю, посмотрю, как вообще правильно. И что я обнаружил? Причём я обнаружил на всех ресурсах, включая официальные материалы, потом не поленился, посмотрел в научно-исследовательских статьях. Определено что, цитирую, в процессе буллинга всегда присутствуют три стороны буллинга – агрессор, жертва и наблюдатель. Вы знаете, я не увидел самого главного – защитника. Вот я попрошу в этой аудитории, когда в школе учились, приходилось ли кому-нибудь встать на защиту тех, кого обижают? Вот, пожалуйста, ну вот, видите, вот. Как же без этого-то? Что за три стороны, а кто, вообще, защитит?
Здесь я не могу не сказать о том, о чём кричит криком наша фракция, наша партия, – о необходимости возвращения психологов в школу. Причём полноценных, на полный день, с хорошей зарплатой, потому что без них мы видим, что творится, и мало кто здесь поможет, кроме этих профессионалов. И в связи с этим, с одной стороны, мы же с вами прекрасно понимаем, в целом нашему народу такие понятия, как травля, буллинг, абсолютно не присущи. Мы интернационалисты, и мы абсолютно лояльны, адекватны, но тем не менее это происходит.
Впервые, я напомню, но вы и так это хорошо знаете, тема детской жестокости была поднята в книге Владимира Железникова "Чучело" в 1981 году, хотя начал писать сценарий и первые наброски ещё в 1973 году. Он написал историю своей племянницы, которая столкнулась с тем, что там было.
На сегодняшний день, по данным исследователей Центра развития инклюзивного образования Российской академии образования в 2024 году, пятая часть российских подростков, 21%, сталкивается с буллингом, 16% – с кибербуллингом, это травля в интернете, и почти треть испытывает проблемы в отношениях со сверстниками.
В исследовании участвовали более шести тысяч детей 11−17 лет из восьми федеральных округов России. Общественная палата Российской Федерации проводила опрос "Семейная политика. Меры поддержки глазами семьи и детей" в 2021 году. И уже тогда зафиксировано, что 33% из 10 тысяч родителей и школьников ответили, что не чувствуют себя в школе в безопасности. Это в наших российских школах. Причём, в качестве средства прекращения травли чаще всего родители выбирали перевод ребёнка в другую школу. Я отдельно оставляю за скобками, каково это ребёнку, даже если он избавится от этого буллинга, но ведь это тоже говорит о бессилии всего педагогического сообщества.
Здесь тоже я не могу не сказать, а педагогу есть время, вообще, заниматься воспитанием? Нет, потому что за ту мизерную зарплату, которую он получает, с тем объёмом отчётности абсолютно, я позволю себе такое выражение, идиотской и ненужной, причём в двух форматах – в электронном виде и на бумажном носителе. Некогда учителю заниматься.
Мои коллеги в Государственной Думе готовят антибуллинговый законопроект. Предполагается, что школа будет обязана направлять информацию о случаях буллинга в полицию и в комиссию по делам несовершеннолетних. Школа часто замалчивает факты такой травли, поскольку руководству невыгодно сообщать о фактах травли в инстанции, что называется выносить сор из избы. Но, к сожалению, результатом умолчания становятся покалеченные судьбы, а порой и гибель наших детей.
Мы считаем, что, конечно, очень важно, чтобы в школах у нас было больше мужчин, и очень рассчитываем, что наши воины, которые обязательно с победой вернутся с фронтов специальной военной операции, найдут, в том числе, своё место и в наших образовательных учреждениях.
Сегодня я не буду, уважаемые коллеги, перечислять, какие у нас есть законы и куда теоретически могут обращаться и родители, и сами школьники. Перечень большой, я думаю, сегодня вы будете про это говорить. Я не могу не сказать слова благодарности Яне Валерьевне Лантратовой за то, что она эту тему первой подняла и занимается этой проблемой. Например, благодаря ее активности совместно с Министерством просвещения из рейтинга эффективности школ выведены случаи травли, чтобы у руководства школы не было желания все это замикшировать, чтобы на рейтинге это не сказывалось. Комитет, который сейчас возглавляет Яна Валерьевна, готовит важный законопроект, и сегодняшнее обсуждение должно способствовать его доработке.
Я призываю всех вас провести своеобразный мозговой штурм. Я многодетный отец – у меня пятеро детей, в том числе и школьники, и эта тема, конечно, меня волнует, в том числе как родителя. Поэтому спасибо, Яна Валерьевна, еще раз за инициативу, а вам желаю успешной работы. Здесь, в стенах Государственной Думы, та площадка, где действительно мы можем выработать здравые идеи и здравые решения.
Я отвлекусь на секунду, единственная фракция в Государственной Думе, которая криком кричала о проблеме незаконной миграции, это "СРЗП". Но, к сожалению, террористический акт в "Крокус Сити Холле" открыл глаза. За прошлый год 14 законов принято в этой сфере, сейчас на рассмотрении Государственной Думы более двух десятков, потому что здесь лёд тронулся. Уверен, лёд обязательно тронется и по той проблеме, которую вы сегодня будете обсуждать. Спасибо за внимание.