О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Депутаты фракции "СРЗП" о работе Счётной палаты РФ

20 марта 2025

 см. также ↓

20 марта в Государственной Думе с докладом выступил председатель Счётной палаты Борис Ковальчук. По итогам принято постановление ГД № 867849-8 "Об отчете о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2024 году". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали Андрей Кузнецов и Олег Нилов, выступил Дмитрий Гусев.

Андрей Кузнецов:

- Уважаемый Борис Юрьевич, в российском обществе, практически во всех его слоях, в последнее время ставится вопрос о деятельности Центробанка, о том, насколько эта деятельность соответствует целям социально-экономического развития нашей страны, и в 2025 году в фокусе деятельности Счётной палаты будет денежно-кредитная политика нашего Центробанка. В связи с этим хотелось бы поподробнее от вас услышать, как вы планируете эту работу, и к каким результатам прийти хотите. Спасибо.

Борис Ковальчук:

- Андрей Анатольевич, спасибо. В плане проверок нашего ведомства на 2025 год заложено экспертно-аналитическое мероприятие, Дмитрий Александрович Зайцев (аудитор Счётной палаты – Прим. ред.) его будет проводить, связанное с анализом влияния изменения ключевой ставки на инфляцию, увязкой этих факторов. Это будет именно экспертно-аналитическое мероприятие, поскольку оно достаточно сложное и много различных точек зрения может быть по данным вопросам.

Но, между тем, мы фиксируем абсолютно понятные вещи, что за полтора года – с июня 2023-го по декабрь 2024 года – ключевая ставка выросла в 2,8 раза. Это в свою очередь накладывает свой отпечаток на инвестиции в основной капитал, и мы уже видим в рамках динамики четвёртого квартала 2024 года, прогноза 2025 года, что ожидается существенное снижение именно инвестиций в основной капитал, что обусловлено дороговизной кредитов, которые предоставляются, поэтому идут инвестиции только по тем направлениям, в рамках которых предусмотрено субсидирование процентной ставки либо в случае в определённом смысле безвыходности, когда уже нельзя остановить инвестиционный цикл. Теперь в рамках нашего мероприятия мы в том числе будем анализировать влияние ключевой ставки на расходы федерального бюджета. Хотел бы обратить внимание, что обслуживание государственного долга, согласно закону "О бюджете на 2025-2027 годы", будет составлять 3,2 трлн руб. Рост практически на трлн руб. по отношению к предыдущему закону, который описывал затраты на госдолг в 2024 году.

И в этом смысле каждый пункт ключевой ставки влияет как на обслуживание госдолга, так и на субсидируемые проценты на различные меры поддержки, в том числе включая и жилищное кредитование. Вот эти меры нами и будут анализироваться.

Исходя из этого, по итогам мероприятия мы представим соответствующий доклад. И самое главное, показатели по инфляции, которые прогнозировались, они не были выполнены. И в январе 2025 года мы тоже видим динамику, которая превышает показатели федерального бюджета с точки зрения инфляционных ожиданий. Спасибо.

Олег Нилов:

- Уважаемый Борис Юрьевич, в сезоне 2023-2024 годов сложилась ситуация резкого роста цен на топливо и его нехватки в отдельных регионах, для стабильного проведения сезонных полевых работ в особенности.

Сегодня из-за сложной климатической осени, зимы, во многих хозяйствах требуется пересев. Как вы оцениваете, как Счётная палата оценивает эффективность государственных мер по стабилизации объемов поставок, цен на моторное топливо, особенно для обеспечения посевной? Спасибо.

Борис Ковальчук:

- Проверка соответствующая была. Действительно, осенью 2023 года был всплеск цен, этот вопрос детально всеми изучался, и Счётная палата в рамках поручений, которые были даны, осуществила данную проверку.

Несколько причин, почему был скачок цены, это связано и с ремонтами, ремонтными работами на НПЗ, и с различными нюансами биржевых торгов, изменением курсовых разниц, но, наверное, основная из них – это принятый в тот момент закон, который корректировал демпфер, который получали нефтеперерабатывающие заводы, снижал его, по сути, в два раза. Это, собственно, была реакция участников рынка. Впоследствии, по-моему, в ноябре месяце, этот демпфер был отменен, и цены сразу, практически в течение нескольких недель пришли на уровень I квартала даже 2024 года.

Также Правительством принимались решения об ограничении экспорта бензина. Это тоже мера положительно повлияла, за несколько дней цена на бензин значительно упала. И рост таможенных пошлин, связанных с поставками нефтепродуктов в случае отсутствия подтверждающих документов о нефтепереработке на НПЗ для этих категорий, также для трейдеров усложнил ситуацию.

В этом смысле Правительство приняло все меры достаточно корректные, это привело к стабилизации цены. В рамках проверки мы тоже выявляли в рамках обратного акциза на невыполнение некоторыми нефтеперерабатывающими заводами своих обязательств. По данным вопросам Счётная палата выдаёт представление либо о взыскании соответствующего налога, либо о выполнении модернизационных мероприятий тем или иным НПЗ, это всё мы внимательно отслеживаем.

С точки зрения обеспечения посевной. Тоже все вопросы были решены, но, конечно, эти всплески – это неидеальная картина. Здорово, что на неё быстро и адекватно отреагировали и отменили норму, которая, собственно, проэскалировала эту цену. И, самое главное, вернули ценообразование 2023 года даже на уровень первого квартала, то есть в некотором смысле даже инфляционные ожидания пропустили. Спасибо.

Дмитрий Гусев:

- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги, в четвертый раз мы в восьмом созыве слушаем отчет Счётной палаты, и в этот раз мы, как и в прошлом, собственно, году, говорим о том, что эффективность Счётной палаты выросла, об этом говорят цифры, в четыре раза выросло количество средств, возвращенных в бюджет по итогам проверок, по итогам работы Счётной палаты. Хорошие цифры, и это одна из причин, почему фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" будет поддерживать тот отчет Счётной палаты, который есть.

Однако главный KPI Счётной палаты – это, действительно, деньги, возвращенные в бюджет, и мы полностью поддерживаем идею Счётной палаты о необходимости проверки тех налоговых льгот, которые были нами выданы, и возвращение в бюджет, оптимизацию этих самых расходов. Более того, мы подготовили регламентную поправку, по которой при принятии законопроектов о предоставлении налоговых льгот было бы обязательным заключение Счётной палаты о том, что те льготы, которые мы предоставляем, дадут результат, для которого они и предназначены.

То есть, если мы даём льготу для того, чтобы предприятие или организация построила новый завод или разработала какую-то новую технологию, то эта мера должна быть соразмерной. Вот мы такую регламентную поправку подготовили, отправим её в комитет, предлагаем включить в ту "дорожную карту", в тот план работы, который будет разработан по итогам сегодняшнего заседания.

Но у нас есть ещё предложение, где взять деньги для бюджета. Это закупки у взаимозависимых лиц. Мы оцениваем эту тему в шесть трлн руб. О чём идёт речь? 223-й закон регулирует закупки госкомпаний и госкорпораций, и по этому закону есть норма, где возможна закупка, исключающая конкурсные процедуры, это даёт 20–30%, по оценкам Счётной палаты, в ценах этих самых закупок. В 2016 году объём таких внеконкурсных закупок был 30 трлн руб. в ценах 2016 года. 20% – это минимум шесть трлн руб.

Что значат эти шесть трлн руб.? Это значит, что закупки у госкомпаний будут ниже, себестоимость будет ниже, это значит, что тарифы могут быть понижены на электроэнергию, на газ, это значит, что денег они потратят меньше, государственных денег, шесть трлн руб. в ценах 2016 года. Прошу включить это в план работы, и предлагаю Счётной палате совместно начать работу вот над этой темой.

Есть ещё один очень важный вопрос – оценка эффективности госпрограмм. Вот сегодня здесь уже Вячеслав Викторович говорил о том, что у нас часто цели госпрограмм к концу года меняются, но есть ещё более интересная история. Значит, ежегодно в отчёте Счётной палаты кочует из отчёта в отчёт такая фраза, я её позволю себе процитировать: "Цели и показатели госпрограммы не в полной мере соответствуют целям развития".

Что это значит на практике? Это значит, что мы, принимая госпрограммы, например, по демографии, у нас пять госпрограмм этому посвящено, в бюджете 2025–2027 года выделено почти шесть трлн руб. Так вот, цели этих госпрограмм не соответствуют целям национального развития, которые поставил Президент, то есть шесть трлн руб. не приведут к тому, что у нас вырастет рождаемость. Понимаете? Это очень интересная ситуация.

Что мы предлагаем в этой ситуации сделать? Мы подготовили поправки в Бюджетный кодекс и в закон "О стратегическом планировании..." о том, чтобы при принятии государственных программ была бы обязательной оценка Счётной палаты о соответствии целей этих госпрограмм и задач целям национального развития. Понимаете? То есть рубить уже не по хвостам, смотреть не по итогам реализации госпрограмм, а при принятии иметь заключение Счётной палаты, и без положительного заключения такие госпрограммы не принимать.

Есть ещё несколько вопросов, которые мы обсуждали с коллегами из Счётной палаты на фракции, и которые я по поручению фракции озвучу здесь.

Это вопрос с грифом ДСП большинства отчётов Счётной палаты. Все мы понимаем, что это правильная и необходимая мера, однако, я уверен, что в каждом дээспэшном отчёте существуют те факторы, которые необходимо донести до общества. Подобно тому, как мы получаем отчёты Счётной палаты в полном виде, мы же имеем и краткий отчёт, который прост и понятен, где есть основные выводы. И я уверен, что необходимо этот вопрос обсудить, внести в "дорожную карту", в план работы, чтобы в дээспэшных отчётах всегда была часть, которую мы могли бы опубличить и объяснить обществу, есть там нарушения или нет, правильным ли мы путём идём, и необходимо ли предпринимать какие-то дополнительные меры.

Также мы обсуждали на фракции, что мы с нетерпением, как и вся Государственная Дума, ждём отчёта о деятельности "Почты России", ждём отчёта по программе "Чистый воздух" и ждём отчёта по той проверке по режиму самозанятых, которую провела Счётная палата по поручению Президента. Считаю, что это тоже очень важный вопрос, который требует не только обсуждения отчёта, но и принятия дальнейших мер по вот этому режиму самозанятых с учётом всех тех сложностей, вопросов, проблем и важности этого режима, который мы наблюдаем в последние восемь лет его использования.

В заключение хочу ещё раз подчеркнуть, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" будет отчёт Счётной палаты поддерживать. Прошу все те предложения, которые сегодня здесь прозвучали от фракции, включить в план работы или в "дорожную карту", как мы её называем, и приступить к исполнению. Спасибо большое за внимание.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International