25 февраля Государственная Дума приняла во втором и третьем чтении проект федерального закона № 656009-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части повышения качества медицинского образования) (принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"). Доклад представил депутат фракции "СРЗП", председатель Комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев:
- Спасибо, Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.).
Уважаемые коллеги, законопроект принят нами в первом чтении 21 января текущего года. Его суть состоит в повышении требований к организации подготовки медицинских кадров.
Напомню, что при обсуждении законопроекта в первом чтении Вячеслав Викторович предложил выйти на принципиальные решения, чтобы остановить обширное злоупотребление на практике при применении электронного обучения и дистанционных технологий в медицинском образовании. Благодаря этой решительной позиции Председателя Государственной Думы мы в тесном сотрудничестве с коллегами (отдельно хотел бы отметить академика Румянцева Александра Григорьевича, Александра Георгиевича Мажугу, Николая Васильевича Коломейцева, Сергея Дмитриевича Леонова и Владислава Андреевича Даванкова, а также, конечно же, представителей Министерства здравоохранения, Правительства), с участием медицинского сообщества выработали комплекс поправок, который комитет считает оптимальным и рекомендует к принятию.
Хочу подчеркнуть, процесс работы над поправками не был простым, но мы взвесили риски и пришли к решениям, которые не являются паллиативными. Обозначу главное: устанавливается прямой запрет на реализацию профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом мы слышим точку зрения медицинского сообщества, которое полагает, что в некоторых случаях применение таких форм обучения и технологий является необходимым и оправданным с точки зрения целей образовательных программ. Поэтому исходим из того, что исключительные случаи применения цифрового формата могут быть установлены в федеральных государственных образовательных стандартах и в типовых дополнительных профессиональных программах. Подчеркну, речь идёт об исчерпывающем перечне конкретных случаев, при установлении которых не может ставиться под сомнение ясно выраженная воля законодателя. Такие случаи не могут становиться общим правилом и использоваться для того, чтобы образовательная программа в целом или даже в основном осуществлялась в электронном или дистанционном формате.
Все поправки сведены в таблицу поправок № 1, рекомендуемых комитетом к принятию. Законопроект прошёл лингвистическую и правовую экспертизы. Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию предлагает утвердить таблицу поправок, рекомендуемых к принятию.