О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Валерий Гартунг о развитии конкуренции в агропромышленном комплексе

12 декабря 2024

 см. также ↓

12 декабря на пленарном заседании Государственной Думы заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ", председатель Комитета ГД по защите конкуренции Валерий Гартунг выступил с докладом о развитии конкуренции в агропромышленном комплексе:

- Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Я напомню, что Государственная Дума дала поручение трём комитетам – по защите конкуренции, транспорту и развитию сельского хозяйства –проанализировать ситуацию в товаропроводящей цепи в сельском хозяйстве и выявить причины, почему всё-таки у нас при высоких урожаях, при достаточной поддержке со стороны государства аграрии в убытках находятся. И вот, проведя эту работу, мы пришли к такому выводу.

Первое. В агропромышленном комплексе мы рассматривали три направления, которые существенно влияют на распределение маржи от сельского хозяйства и увидели следующую ситуацию.

Вы знаете, что мы крупнейший экспортёр зерна на мировых рынках и в последнее время у нас фактически экспорт зерна контролируется несколькими компаниями. Учитывая, что распределение квот на зерно у нас проводится по историческому принципу, это значит, что у кого были квоты, у того они остаются, никакого конкурентного механизма распределения квот не проводится, не имеется.

У нас после слияния и поглощения на рынке фактически количество трейдеров, которые захватывают максимальное количество экспортируемого зерна, сокращается. У нас сложилась некая олигополия. Примерно 55-56% от всего объёма зерновых распределяется между пятью крупнейшими экспортёрами.

Второе, что мы увидели. Чтобы экспортёры смогли вывезти зерно через суда, у нас существует два крупнейших способа вывоза – это через глубоководные порты и мелководные порты, где идёт перевалка с барж на крупнотоннажные танкеры. Так вот среди три из пяти глубоководных портов принадлежат одной компании.

Фактически у нас в глубоководных портах сложилась монопольная ситуация, что приводит к тому, что в высокий сезон, когда большой спрос на вывоз зерна, у нас цены на перевалку в глубоководных портах вырастают в два-три раза и превышают среднемировые.

В то же время перевалка на мелководье, казалось бы, это более сложная операция, более затратная, но она, учитывая, что там у нас полная конкурентная среда, стоимость за перевалку там в несколько раз ниже среднемировых.

Дальше. Для того, чтобы до воды довезти это зерно, существуют три вида: это по реке, по железной дороге и автомобильным транспортом. У нас перевозки автомобильным транспортом на дальние расстояния неконкурентоспособны по сравнению с перевозками по железнодорожному транспорту, а основной экспортный поток идёт через железнодорожный транспорт. Вагоны-зерновозы, на которых осуществляются эти перевозки, тоже находятся, в основном, в руках одной компании. Учитывая, что всё это количество вагонов не превышает 50%, антимонопольная служба не видит доминирующего положения, соответственно, не включаются рычаги влияния. Хотя, если посмотреть отдельные направления, то там налицо доминирование одного игрока.

Поэтому, несмотря на то, что у нас высокие урожаи, большие сборы экспортной пошлины, которые идут на поддержку сельского хозяйства, и государство выделяет на поддержку сельского хозяйства, до селян эти деньги не доходят. То есть они селянам достаются, а потом они монополистам уходят, и в итоге селяне имеют отрицательную рентабельность.

Вот, собственно говоря, объяснение, почему у нас растут цены на продукцию сельского хозяйства, даже при высоком урожае крестьяне у нас не могут себе позволить купить комбайны.

Вот, собственно говоря, ситуация, которую мы увидели, ну и предлагаем Государственной Думе принять какие-то решения, чтобы её исправить.

Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International