12 декабря на пленарном заседании Государственной Думы заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ", председатель Комитета ГД по защите конкуренции Валерий Гартунг выступил с докладом о развитии конкуренции в агропромышленном комплексе:
- Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Я напомню, что Государственная Дума дала поручение трём комитетам – по защите конкуренции, транспорту и развитию сельского хозяйства –проанализировать ситуацию в товаропроводящей цепи в сельском хозяйстве и выявить причины, почему всё-таки у нас при высоких урожаях, при достаточной поддержке со стороны государства аграрии в убытках находятся. И вот, проведя эту работу, мы пришли к такому выводу.
Первое. В агропромышленном комплексе мы рассматривали три направления, которые существенно влияют на распределение маржи от сельского хозяйства и увидели следующую ситуацию.
Вы знаете, что мы крупнейший экспортёр зерна на мировых рынках и в последнее время у нас фактически экспорт зерна контролируется несколькими компаниями. Учитывая, что распределение квот на зерно у нас проводится по историческому принципу, это значит, что у кого были квоты, у того они остаются, никакого конкурентного механизма распределения квот не проводится, не имеется.
У нас после слияния и поглощения на рынке фактически количество трейдеров, которые захватывают максимальное количество экспортируемого зерна, сокращается. У нас сложилась некая олигополия. Примерно 55-56% от всего объёма зерновых распределяется между пятью крупнейшими экспортёрами.
Второе, что мы увидели. Чтобы экспортёры смогли вывезти зерно через суда, у нас существует два крупнейших способа вывоза – это через глубоководные порты и мелководные порты, где идёт перевалка с барж на крупнотоннажные танкеры. Так вот среди три из пяти глубоководных портов принадлежат одной компании.
Фактически у нас в глубоководных портах сложилась монопольная ситуация, что приводит к тому, что в высокий сезон, когда большой спрос на вывоз зерна, у нас цены на перевалку в глубоководных портах вырастают в два-три раза и превышают среднемировые.
В то же время перевалка на мелководье, казалось бы, это более сложная операция, более затратная, но она, учитывая, что там у нас полная конкурентная среда, стоимость за перевалку там в несколько раз ниже среднемировых.
Дальше. Для того, чтобы до воды довезти это зерно, существуют три вида: это по реке, по железной дороге и автомобильным транспортом. У нас перевозки автомобильным транспортом на дальние расстояния неконкурентоспособны по сравнению с перевозками по железнодорожному транспорту, а основной экспортный поток идёт через железнодорожный транспорт. Вагоны-зерновозы, на которых осуществляются эти перевозки, тоже находятся, в основном, в руках одной компании. Учитывая, что всё это количество вагонов не превышает 50%, антимонопольная служба не видит доминирующего положения, соответственно, не включаются рычаги влияния. Хотя, если посмотреть отдельные направления, то там налицо доминирование одного игрока.
Поэтому, несмотря на то, что у нас высокие урожаи, большие сборы экспортной пошлины, которые идут на поддержку сельского хозяйства, и государство выделяет на поддержку сельского хозяйства, до селян эти деньги не доходят. То есть они селянам достаются, а потом они монополистам уходят, и в итоге селяне имеют отрицательную рентабельность.
Вот, собственно говоря, объяснение, почему у нас растут цены на продукцию сельского хозяйства, даже при высоком урожае крестьяне у нас не могут себе позволить купить комбайны.
Вот, собственно говоря, ситуация, которую мы увидели, ну и предлагаем Государственной Думе принять какие-то решения, чтобы её исправить.
Спасибо.