Депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" в Госдуме, председатель Комитета ГД по науке и высшему образованию Сергей Кабышев выступил на панельной дискуссии "Совершенствование системы высшего образования – новые вызовы и решения", проходящей в рамках Международного форума "Роль инженерного образования и науки в достижении целей устойчивого развития – новые вызовы и решения" на базе Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II.
Участниками мероприятия стали представители штаб-квартиры ЮНЕСКО, Всемирной инженерной ассоциации, Комиссии ООН по науке и технологиям, институтов и центров ЮНЕСКО, а также ректоры ведущих университетов мира. Общее количество участников Форума – более 500 человек из более чем 65 стран мира.
Сергей Кабышев обратил внимание на важность обеспечения приоритетного развития и повышения качества системы высшего инженерно-технического образования как одного из ключевых факторов технологического суверенитета на основе формирования общего подхода к образовательным и профессиональным стандартам, методам оценки компетенций специалистов при адекватном учёте как специально-технических, так и социокультурных, в том числе этических аспектов подготовки инженерных кадров, уважении к национальным традициям и наследию инженерно-технических научных школ.
В ходе выступления депутат также остановился на некоторых вопросах, которые требуют особого внимания при формировании новой модели инженерного образования. По мнению политика, следует определиться с пониманием современного образа инженера и инженерной деятельности, с формированием фундаментального предметно-дисциплинарного ядра инженерного образования и содержанием образовательных программ, с обеспечением наиболее основательной подготовки, позволяющей минимизировать возможные ошибки в образовании.
"Фундаментальность инженерного образования неотделима от идеи воспитательного воздействия, от формирования культурного, эстетического и нравственного уровня инженера. Инженерное образование должно быть патриотическим, во всяком случае в том смысле, что инженер не может находиться в плену меркантилизма, а должен стремиться принести общественную пользу, сознавать ответственность перед обществом, в котором воплощаются его проекты и решения", – подчеркнул парламентарий.
Он акцентировал внимание на том, что инженерные образовательные программы должны учить не алгоритмам, не освоению неких цифровых шаблонов, а строиться на проблемном подходе, учитывать перспективы работы в условиях многофакторных коллизий, выходящих порой далеко за пределы технической составляющей. Кроме того, в инженерном образовании должны быть наиболее активно и широко востребованы для освоения и применения такие модели цифровизации, которые способствуют созданию новых технологий.