14 ноября в Госдуме состоялся круглый стол Совета по делам инвалидов при Председателе Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководителе партийной фракции в Госдуме Сергее Миронове на тему: "Совершенствование механизмов организации перевозок пассажирским транспортом людей с инвалидностью, в том числе использующих высокотехнологичные протезно-ортопедические изделия и ассистивные средства передвижения".
Модератором круглого стола выступил заместитель руководителя фракции "СРЗП" в Государственной Думе, Секретарь Президиума Центрального совета Партии СРЗП по вопросам социальной политики и защиты прав граждан Андрей Кузнецов.
Цель круглого стола – формирование предложений для возможности повышения уровня обеспечения доступности для маломобильных групп населения объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых транспортных услуг.
Сергей Миронов обратил внимание на крайне неприглядные ситуации, в которых иногда оказываются инвалиды-колясочники, совершающие перелёты.
"Людей в инвалидных колясках, где стоят литиевые аккумуляторы, не пускали на самолёт. А в том случае, когда пустили в самолёт, по прилёту человек обнаружил, что у него эти литиевые батареи вырваны "с мясом". Аккумуляторы кому-то какую-то угрозу несли? И таких случаев, к сожалению, много", – привёл пример парламентарий.
Он указал на то, что с наземным транспортом также складывается не лучшая картина.
"По данным Росстата на 2023 год, оснащены оборудованием для перевозки маломобильных групп населения лишь 39% автобусов, 56% пассажирских железнодорожных вагонов, 35% самолетов и 11% судов морского и речного транспорта. К тому же складывается впечатление, что данная статистика носит чересчур оптимистичный характер", – информировал политик.
Исполняющая обязанности заместителя директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Юлия Бондарева предположила, что одним из самых удобных средств передвижения для инвалидов являются СИМы – средства индивидуальной мобильности с электродвигателем. Самый распространенный тип такого транспорта – скутеры и электросамокаты.
"При подготовке к сегодняшнему мероприятию возник вопрос про ввоз скутеров для инвалидов в общественный транспорт. Вопрос, безусловно, правильный и важный. Современный состав городского транспорта оснащён приспособлениями для удержания кресел-каталок, которые в свою очередь сертифицированы. Полагаю, что скутеры по своему назначению соответствуют средствам индивидуальной мобильности – СИМам. Они имеют огромный потенциал для инвалидов, являются альтернативой автомобилю и общественному транспорту для коротких городских поездок", – сказала она, предложив разрешить провозить скутеры в автобусах.
Заместитель директора Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Владимир Демидов акцентировал внимание на том, что у нас порядка 8% населения страны (более 11 млн человек) – инвалиды.
"Начиная с 2019 года реализация мероприятия по созданию установленных законодательством условий доступности среды для инвалидов осуществляется регионами за счёт собственных средств в рамках региональных программ. А также мероприятий дорожных карт, разработанных в соответствии с федеральным законом 2014 года о внесении изменений в законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов", – констатировал он, пояснив, что в соответствии с принятым положением, с 2016 года все инфраструктурные, инженерные и транспортные объекты обязательно должны быть доступны для инвалидов. Для этого делается много и будет сделано ещё больше.
Андрей Кузнецов обратил внимание на то, что в реализации государственной программы РФ "Доступная среда" "фиксируются определённые проблемы". Ответственный исполнитель данной программы – Министерство труда и социальной защиты. С 2019 года в рамках данной программы ведётся работа по созданию инфраструктуры для маломобильных групп населения. Однако в 2023 году "реализацию программы проверила Счётная палата РФ и обнаружила определённые недостатки". В частности, как сказал депутат, "существующие недостатки не позволяют Счётной палате оценить реальную достоверную результативность госпрограммы, и в первую очередь её влияние на качество жизни населения".
"Если перевести на простой народный язык, то между строк читается следующее: эта программа составлена таким образом, что отследить её эффективность не представляется возможным. Хотелось бы обратить внимание министерства на этот факт", – сказал Андрей Кузнецов, призывая внести необходимые изменения, чтобы программу всё-таки можно было как-то оценивать.
Член Совета по делам инвалидов при Председателе СРЗП, руководитель АНО "М-Мобилити", президент Ассоциации молодежных инвалидных организаций (АМИО), помощник ректора Московского городского психолого-педагогического университета Юрий Баусов согласился с тем, что сейчас делается многое для удобства перевозки инвалидов. Но, чем доступнее становится среда, тем больше в эту среду выезжает маломобильных. И тогда уже требуются новые схемы работы и увеличение штата помощников, которые должны заниматься погрузкой и размещением инвалидов в транспорте.
"Например, служба в аэропортах, которая предоставляет возможность человеку попасть на борт самолёта, уже не успевает конкретно разобраться в этом. Появляется очень большое количество колясочников. Мы уже перешли к предоставлению услуг маломобильным гражданам: пожилым, незрячим, больным, грузным. И вся эта нагрузка падает на эту службу. На сегодня нет нормативов, по которым можно было бы соотнести возможности и нагрузки", – сказал он, имея ввиду, что в ряде аэропортов необходимо пересмотреть правила и увеличить штат.
Член Центрального совета партии, Председатель Совета регионального отделения СРЗП в Московской области, депутат Московской областной Думы Анатолий Никитин сказал, что растёт число бойцов, которые вернулись со специальной военной операции с тяжёлыми ранениями, и он считает необходимым оказать им максимальную поддержку, включая возможности передвижения.
"Необходимо увеличить количество низкопольных автобусов. Хотя в московской области в прошлом году в связи с нехваткой средств нам разрешили брать не новые, а бывшие в употреблении автобусы. Средства передвижения выросли в цене, а автобусы, оборудованные низкоуровневыми кузовами, стоят ещё дороже. Также мы считаем необходимым разработать эффективную систему информирования о распределении движения доступного транспорта, оборудованных остановок, проводить специальные курсы по правилам перевозок инвалидов для водителей, кондукторов и работников охранных предприятий", – предложил он, добавив, что уже обращался к заместителю Министра обороны РФ, руководителю Фонда "Защитники Отечества" Анне Цивилёвой с просьбой поддержать проект, в соответствии с которым предлагается обучать маломобильных защитников управлять специально оборудованным автомобилем.
Руководитель региональной общественной организации "Общество инвалидов войны в Афганистане – Московский Дом Солдатского Сердца" Михаил Яшин отметил, что каждый инвалид, который смог до них доехать, чтобы заказать протез, рассказывает, с какими сложностями он столкнулся в дороге. По его словам, РЖД хорошо справляется с обеспечением безбарьерной среды. Кроме того, увеличение числа низкопольных автобусов тоже уже стало достаточно заметным.
"Действительно, работа ведётся большая. Могу сказать, как ветеран боевых действий и инвалид второй группы с 19-ти лет, когда я получал высшее образование, то в учебном заведении негде было в туалет сходить, не было оборудованного туалета нигде вообще. Сейчас с этим нет проблемы. И общество воспринимает всё правильно. Как только проблемой начинает заниматься государство, она решается, люди начинают передвигаться, заниматься туризмом, особенно молодые ребята", – сказал Михаил Яшин.
В мероприятии также приняли участие профильные специалисты, представители общественных организаций и экспертных сообществ.
По итогам выступлений была составлена резолюция, которая будет направлена в Правительство Российской Федерации, Министерство транспорта, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, а также Министерство труда и социальной защиты.