О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Сергей Кабышев о развитии института федеральных учебно-методических объединений

25 сентября 2024

 см. также ↓

25 сентября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 619706-8 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части развития института федеральных учебно-методических объединений). С докладом выступил председатель Комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев:

- Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Предлагаемый вашему рассмотрению законопроект подготовлен в ответ на запрос наших ведущих университетов, который состоит в необходимости повышения роли учебно-методических объединений в формировании единых методических подходов к содержанию образования.

Предложения по усилению роли учебно-методических объединений в части повышения качества медицинского образования были высказаны на расширенном заседании Президиума Союза российских ректоров в начале года. Аналогичный запрос мы получили от Координационного совета Минобрнауки по области образования: инженерное дело, технологии и технические науки, ряда ФУМО, в частности, по укрупненным группам специальностей – это юриспруденция, компьютерные информационные науки, аэронавигация, эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники, а также по иным направлениям подготовки.

Учебно-методические объединения в системе высшего образования существуют более 30 лет и обладают существенным потенциалом для формирования научно обоснованных единых методических подходов к содержанию высшего образования, а также направления мер по повышению его качества. Действующее федеральное законодательство содержит общие целевые ориентиры и правила создания учебно-методических объединений, но ряд важных вопросов, включая их разграничение по территориальному уровню, комплектованию с участием работодателей не получили необходимого законодательного разрешения.

Ввиду недостаточно чёткой правовой регламентации федеральных учебно-методических объединений эффективность их деятельности в последние годы снижалась. В разных вузах расхождения в образовательных программах, в учебных планах по одной и той же специальности достигают 70%, что осложняет обеспечение единого образовательного пространства, сокращает академическую мобильность.

В связи с этим значение научно-методического обеспечения принципиальной соотносимости, согласованности подходов к реализации высшего образования на всей территории страны существенно возрастает, как и объективная потребность в активном, действенном участии ФУМО в совершенствовании федеральных государственных образовательных стандартов.

Законопроектом предлагается обязательность создания ФУМО в системе всех уровней образования, включение в УМО (учебно-методические объединения) представителей работодателей. Реализация законопроекта, таким образом, предполагает перезапуск системы учебно-методических объединений, что позволит реализовать следующие задачи.

Первое. Повысить эффективность работы ФУМО в разработке и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по специальностям и направлениям подготовки в рамках укрупнённой группы.

Вырабатывать оптимальные критерии оценки качества образования, формировать рекомендации по повышению качества образования, минимизации рисков снижения качества образования.

Третье. Разрабатывать минимальные типовые требования к условиям реализации образовательных программ укрупнённых групп специальностей.

Четвёртое. Готовить согласованные участниками образовательного процесса рекомендации по учебным изданиям, методической литературе, повышению квалификации профессорско-преподавательского состава.

И пятое – создавать центры повышения квалификации и оценки квалификации профессорско-преподавательского состава по соответствию требованиям и условиям реализации образовательных программ.

Комитет по науке и высшему образованию рассмотрел и поддержал законопроект. Комитет Государственной Думы по просвещению также рекомендует принять законопроект при рассмотрении в первом чтении. Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре поддерживает концепцию законопроекта. Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом замечаний в части обязательности участия представителей работодателей и их объединений в учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования и высшего образования. Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний не имеет. На представленный законопроект поступили отзывы от 35 законодательных органов субъектов Российской Федерации, 34 положительных, 55 – высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, 54 положительных.

Прошу поддержать принятие законопроекта в первом чтении.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International