25 сентября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 619706-8 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части развития института федеральных учебно-методических объединений). С докладом выступил председатель Комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев:
- Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Предлагаемый вашему рассмотрению законопроект подготовлен в ответ на запрос наших ведущих университетов, который состоит в необходимости повышения роли учебно-методических объединений в формировании единых методических подходов к содержанию образования.
Предложения по усилению роли учебно-методических объединений в части повышения качества медицинского образования были высказаны на расширенном заседании Президиума Союза российских ректоров в начале года. Аналогичный запрос мы получили от Координационного совета Минобрнауки по области образования: инженерное дело, технологии и технические науки, ряда ФУМО, в частности, по укрупненным группам специальностей – это юриспруденция, компьютерные информационные науки, аэронавигация, эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники, а также по иным направлениям подготовки.
Учебно-методические объединения в системе высшего образования существуют более 30 лет и обладают существенным потенциалом для формирования научно обоснованных единых методических подходов к содержанию высшего образования, а также направления мер по повышению его качества. Действующее федеральное законодательство содержит общие целевые ориентиры и правила создания учебно-методических объединений, но ряд важных вопросов, включая их разграничение по территориальному уровню, комплектованию с участием работодателей не получили необходимого законодательного разрешения.
Ввиду недостаточно чёткой правовой регламентации федеральных учебно-методических объединений эффективность их деятельности в последние годы снижалась. В разных вузах расхождения в образовательных программах, в учебных планах по одной и той же специальности достигают 70%, что осложняет обеспечение единого образовательного пространства, сокращает академическую мобильность.
В связи с этим значение научно-методического обеспечения принципиальной соотносимости, согласованности подходов к реализации высшего образования на всей территории страны существенно возрастает, как и объективная потребность в активном, действенном участии ФУМО в совершенствовании федеральных государственных образовательных стандартов.
Законопроектом предлагается обязательность создания ФУМО в системе всех уровней образования, включение в УМО (учебно-методические объединения) представителей работодателей. Реализация законопроекта, таким образом, предполагает перезапуск системы учебно-методических объединений, что позволит реализовать следующие задачи.
Первое. Повысить эффективность работы ФУМО в разработке и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по специальностям и направлениям подготовки в рамках укрупнённой группы.
Вырабатывать оптимальные критерии оценки качества образования, формировать рекомендации по повышению качества образования, минимизации рисков снижения качества образования.
Третье. Разрабатывать минимальные типовые требования к условиям реализации образовательных программ укрупнённых групп специальностей.
Четвёртое. Готовить согласованные участниками образовательного процесса рекомендации по учебным изданиям, методической литературе, повышению квалификации профессорско-преподавательского состава.
И пятое – создавать центры повышения квалификации и оценки квалификации профессорско-преподавательского состава по соответствию требованиям и условиям реализации образовательных программ.
Комитет по науке и высшему образованию рассмотрел и поддержал законопроект. Комитет Государственной Думы по просвещению также рекомендует принять законопроект при рассмотрении в первом чтении. Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре поддерживает концепцию законопроекта. Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом замечаний в части обязательности участия представителей работодателей и их объединений в учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования и высшего образования. Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний не имеет. На представленный законопроект поступили отзывы от 35 законодательных органов субъектов Российской Федерации, 34 положительных, 55 – высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, 54 положительных.
Прошу поддержать принятие законопроекта в первом чтении.