24 сентября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 673197-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" (в части введения института небанковских поставщиков платежных услуг)". С докладом выступил депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ", председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Вопрос задала Яна Лантратова.
Анатолий Аксаков:
- Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.) уважаемые коллеги!
Данным законопроектом вводится новый субъект на платежном рынке – небанковский поставщик платежных услуг. И он вправе будет оказывать услуги по инициированию переводов денежных средств и услуги по их переводу. Чтобы приобрести такие функции, небанковская платежная организация должна соответствовать определенным требованиям квалификационным, которые устанавливают требования к руководителю, бухгалтеру, службе внутреннего контроля, в том числе образовательные требования, требования опыта работы, отсутствие судимости и так далее. Также устанавливаются требования к финансовому состоянию, финансовые требования, в том числе к уставному капиталу такой организации в зависимости от перечня услуг, которые данная организация будет на этом рынке оказывать. Устанавливаются требования по соблюдению законодательства, связанного с отмыванием капиталов, с борьбой с отмыванием капиталов, полученных преступным путем. Эти организации будут подотчетны Центральному банку.
Ну, а переводы, осуществляемые соответствующими организациями, будут проводиться не через счета коммерческих банков, а через специальные счета, которые будут открываться в Банке России. И на эти счета нельзя будет накладывать арест в случае, если к соответствующей организации будут какие-то претензии и эти средства нельзя будет взыскать. Законопроект позволит повысить конкуренцию на этом рынке и, с нашей точки зрения, снизит тарифы за оказание соответствующих услуг.
Сейчас, по данным Центрального банка, кредитные организации взимают с получателей соответствующих услуг от 1% до 1,8% от суммы перевода. По той информации, которую мы получили от Центрального банка, они собираются установить пока предварительно комиссию в размере 20 рублей за один перевод – это намного меньше, чем то, что сегодня кредитные организации взимают с тех, кто пользуется их услугами при осуществлении соответствующего платежа. Таким образом, принятие этого закона поможет снизить цены для потребителей на конечный продукт, повысит конкуренцию на рынке платежных услуг и простимулирует банки-эквайеры снизить свои комиссии. Прошу поддержать законопроект.
Яна Лантратова:
- Уважаемый Анатолий Геннадьевич, законопроект поддерживаем.
Вопрос уточняющий. Я ознакомилась с законопроектом и наткнулась на мнение Ассоциации интернет-торговли, которые обеспокоены тем, что с принятием законопроекта маркетплейсы будут вынуждены менять бизнес-модель, что повлечёт затраты и другие риски. Также высока вероятность, что онлайн-площадкам будет проще отключить проведение платежей через них, а значит пользователям придётся платить или наличными, или переводить исполнителям средства на карту, или другие схемы использовать. Сейчас маркетплейсы обеспечивают безопасность расчётов между поставщиками и потребителями, выступая как бы гарантом таких сделок. Оправданы ли опасения представителей бизнеса, как считаете? Спасибо большое.
Анатолий Аксаков:
- Не оправданы, потому что дело добровольное: захотят маркетплейсы работать на этом рынке, оказывать соответствующие услуги, зарабатывать – на здоровье, они это будут делать. Не захотят – не будут делать. Соответственно, ничего им не мешает заниматься тем, на чём они зарабатывают. Так что никаких рисков для участников рынка нет, наоборот, появляются дополнительные возможности зарабатывать на оказании соответствующих услуг.