3 июля Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона № 594962-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о системообразующих территориальных сетевых организациях и внедрении автоматического дистанционного управления режимами работы объектов электроэнергетики). С докладом выступил председатель Комитета по энергетике Павел Завальный. Позицию фракции "СРЗП" озвучил Валерий Гартунг:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы совершаем огромную ошибку, позволяя пройти этому закону. Но давайте по порядку.
Павел Николаевич здесь справедливо говорил о том, что разрушение единой энергосистемы страны было жесточайшим преступлением. Согласен с ним. Но ещё большим преступлением является передача единой энергосистемы в частные руки. Это ещё большее преступление. То есть у государства забрали, раздробили, сказали: неэффективно, теперь давайте-ка мы самой крупной компании всё отдадим, а это частная компания, а, кстати, она далеко не самая эффективная. Тут нам говорят про эффективность, про обязательное рассмотрение аварий. Подождите, а у нас сейчас не обязательное рассмотрение всех причин аварий, оно и так у нас обязательное.
То есть под предлогом якобы улучшения качества электроэнергии фактически отдают в одни руки всю сеть страны, в частные руки, подчёркиваю. То, что нам говорят: затраты, инфляция в минус там растут, – да ничего подобного. Цены растут, тарифы будут расти. Мало того, вы лишаете губернаторов возможности влиять на ситуацию по обеспечению электроэнергией в регионе, потому что создаётся монополист, он на него влиять не сможет. Я бы предложил – давайте оставим право губернаторам определять, может быть, не одна, может быть, две, а, может быть, три компании будет, чтобы он мог хотя бы как-то управлять. Ничего подобного. Я предлагаю, оставьте моно-ТСО, оставьте возможность крупным компаниям оставлять свои сетевые компании. Нет, давайте мы это всё уберём.
Коллеги, что мы делаем вообще? Ну что мы делаем? То есть мы из двух зол выбираем большее зло. Ну и что это такое? Даже оба зла выбираем: и монополию, и не самого лучшего, не самого эффективного ещё и оператора. Вот что мы с вами выбираем.
Я предложил в критериях выбора ТСО использовать как критерий экономической эффективности, эффективную компанию, среди эффективных, то есть показатель эффективности. Они выработаны все показатели, они все по всем регионам есть, и эта информация есть. Я в первом чтении эти данные все приводил. На экспертном совете сетевые компании это приводили. И далеко не все участники рынка с этим согласны. Да, конечно, крупнейшая сеть, она согласна, потому что она всё забирает. А другие компании с этим не согласны, вы их берёте и лишаете возможности.
Вот про моно-ТСО просто скажу. Вот там про месторождения я уже говорил, нужно построить там быстро крупный завод, нужны мощности, там с 10 мегаватт, допустим, до 80 мегаватт. Попробуйте договоритесь с этими сетевыми компаниями, они вам такой ценник выставят, компания сама посчитала, сколько бы стоила эта сеть, если бы сама построила. Ровно в два раза дешевле, понимаете. Так они ещё говорят: ты нам профинансируй, нам ещё отдай. Вот к чему мы придём. Это однозначно ляжет на тариф и за всё заплатит население, и потом вы очень горько об этом пожалеете.
Спасибо.