О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 21 июня 2023 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Депутаты фракции "СРЗП" об отчёте Уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой

11 июня 2024

 см. также ↓

11 июня в Государственной Думе состоялся доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Москальковой. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали Яна Лантратова, Сергей Кабышев, выступил Анатолий Лисицын.

Сергей Кабышев:

- Уважаемая Татьяна Николаевна, одним из существенных направлений вашей работы является защита прав педагогов. Сегодня это особенно важно, поскольку именно педагог определяет не только интеллектуальное, профессиональное развитие молодёжи, но и является моральным образцом, воспитывает ценности патриотизма. И, естественно, педагог должен чувствовать особую заботу государства, иметь достойное вознаграждение, быть избавлен от мелочного бюрократического надзора.

Скажите, с учётом поступающих к вам обращений, какие вы видите основные проблемы в этой сфере, в том числе требующие законодательных решений? И, с другой стороны, каково ваше мнение о необходимости расширения механизмов защиты прав учащейся молодёжи? В частности, дискутируется вопрос о необходимости специального уполномоченного по защите прав студентов. Что вы думаете по этому поводу? Спасибо.

Татьяна Москалькова:

- Спасибо большое за вопрос. И, в первую очередь, я хотела бы сказать, что мы очень рады, что вы приняли сегодня закон о защите чести и достоинства педагогов. Это новое в законотворчестве, что, надеюсь, будет и превентивные меры осуществлять, и поможет как-то дисциплинировать и отстроить более этичное отношение между педагогом и между учащимися.

Что касается студенческой среды. Мы впервые провели собственные социологические исследования, и они в полном объёме приведены в двух главах вот этого большого доклада, который представлен, и на первом месте студенты ставят вопрос о трудоустройстве по специальности после окончания вуза. Они также заинтересованы в развитии общественных объединений, которые занимались бы защитой прав человека.

Поэтому мы, конечно, всякую инициативу, которая занимается принципиально правами студентов, поддерживаем. И у себя при аппарате, при Уполномоченном создали Молодёжный совет с тем, чтобы у нас была обратная связь с молодёжью. Вместе с тем создание специального омбудсмена по студенчеству – это очень большая ответственность. Мы 25 лет шли к тем результатам, которые сегодня имеются. Это нужен закон, нужен ресурс, аппарат, помещение, методики, люди, которые владеют возможностью использовать инструментарий. Поэтому, я думаю, важно не размывать институт Уполномоченного по правам человека, а концентрировать его, но специализированные подразделения по защите прав молодёжи, пенсионеров, инвалидов нужно обязательно иметь, чем мы, собственно говоря, и занимаемся сегодня. Спасибо.

Яна Лантратова:

- Уважаемая Татьяна Николаевна, в настоящий момент русскоязычные граждане, люди русской культуры порой сталкиваются с притеснениями со стороны отдельных государств, экстремистских или националистических группировок. И поэтому депутаты Государственной Думы под руководством Ирины Анатольевны Яровой (депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.) провели очень большую работу над законопроектом по борьбе с русофобией. И вы этой темой занимаетесь плотно.

Поэтому как вы, как Уполномоченный, видите решение вопроса с русофобией? Какие положения нужно внести в законопроект, чтобы защитить наших соотечественников, которые подвергаются дискриминации из-за своего происхождения, культуры, языка? Предлагается внесение изменений в Административный и Уголовный кодекс. Насколько суровым должно быть наказание? И требуются ли какие-то дополнительные механизмы, чтобы защитить права лиц, которые пострадали из-за русофобии? Спасибо большое.

Татьяна Москалькова:

- Огромное спасибо, Яна Валерьевна. Вы всегда были активной и в СПЧ при Президенте, и в парламентском сообществе. И вопросы сегодня ставите очень актуальные.

В прошлом году на юридическом форуме, на площадке, которую вела Ирина Анатольевна, как раз эта тема была поставлена именно в том ключе, нужен ли закон, и какой он должен быть. Закон должен быть справедливым. Он должен быть ни суровым, ни мягким, а справедливым. И мне кажется, что очень важно, что сегодня с момента того форума появилась уже форма, то есть сам законопроект, который подлежит обсуждению.

Конечно, как и любой законопроект, он может содержать положения дискуссионного порядка, в частности, по определению самого понятия "дискриминация". Но он, на мой взгляд, нужен. Мы получили более 700 обращений только за прошлый год, касающихся русофобии и притеснения российских граждан, проживающих за рубежом.

Очень важно, что в прошлом году появился указ Президента, позволяющий российским гражданам участвовать в государственной программе добровольного переселения соотечественников в Россию.

Раньше только иностранные граждане могли воспользоваться этой программой, а теперь и российские. И, кроме того, субъекты Российской Федерации вправе для этих граждан устанавливать особые преференции, льготы и меры, и этим надо пользоваться. Очень важно, что вы приняли закон, предусматривающий понятие репатриантов. Репатрианты – люди, возвращающиеся на родину. И мне кажется, что здесь у нас ещё огромное поле деятельности, потому что закона, который бы предусматривал возможность получения кредитов, получения жилья для тех, кто вернулся, сегодня нет.

Я во время выборной кампании была в приграничном регионе, куда приходили голосовать из Эстонии в город Ивангород. И вот ко мне обратились люди, которые были депортированы из-за своих взглядов на Россию. И они теперь не знают, куда им идти и на какие деньги жить, потому что их жильё, имущество, всё находится в Таллине. Это большая проблема, которую, я надеюсь, вы тоже будете решать.

Выступление Анатолия Лисицына:

- Уважаемый Президиум! Уважаемая Татьяна Николаевна! Коллеги!

Наша Конституция, принципы и положения которой мы сегодня отстаиваем, это не только мирный договор между властью и обществом. Это сигнал всем думающим странам, что мир, дружба и сотрудничество – это генетический код, определяющий наши цели и ценности.

Сегодня, принимая очередной доклад Уполномоченного по правам человека Москальковой Татьяны Николаевны, мы имеем дело не только с профессионально готовым специалистом в области права, но и с примером разумной кадровой политики государства. Вот уже много лет она и её аппарат прикладывают максимальное усилие для восстановления порушенных прав граждан и разработки национальной стратегии обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина в России.

Но обязанности прав и свобод освобождённых территорий – это не только новый виток обязанности и ответственности, но и пример нашего чисто русского гуманизма и заботы о тех, кто с нами. Для всех думающих политиков это и есть ответ нашим врагам и недоброжелателям.

Без сомнения, институт Уполномоченного по правам человека стал сегодня ещё более необходим и значим в глазах не только наших сограждан, но и тех, кому близок наш русский мир. Вопрос о численности этого аппарата, по-моему, уже перезрел. И поэтому предлагаем этот вопрос поставить перед Правительством Российской Федерации.

Возвращаясь к внутренним проблемам жизни нашего общества, очевидно, что без постоянного диалога власти и народа в стране невозможно выполнить задачу построения справедливого общества, в котором соблюдение прав и свобод стало бы прежде всего обязанностью самого государства.

Именно государство закладывает базовую основу справедливого общества. В то же время надо признать, что в условиях более чем 30-летней жизни нашей страны мы ещё не сформировали тот образ жизни общества, который заложен в нашей Конституции. Деятельность государства ещё пока носит гибридный характер, частично основанный на советском прошлом и начале рыночных отношений. Нам много ещё предстоит сделать во всех направлениях жизни нашего многонационального общества.

И нашу фракцию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ", естественно, прежде всего, и беспокоит состояние социальности в стране и на её новых территориях. Это беспокойство отражается и в цифрах, и в обращениях граждан, количество которых не сокращается.

Да, проблемы санкций, давления и пропаганды Запада, вопросы СВО – всё это накладывает свой отпечаток. Но очевидно, что государство ещё слабо работает в сфере внутренней повестки. И это заметно, прежде всего, у нас в провинции. И это, собственно, сигнал новому Правительству Российской Федерации, за которое мы с вами проголосовали совсем недавно. А центральный аппарат уполномоченных, его региональные отделения не в состоянии самостоятельно справиться с массой социальной и правовой неустроенности.

Я не скажу ничего нового, если отмечу, что главной социальной проблемой, которая тянет за собой негатив в жизни народа, сохраняется региональная бедность. Что бы мы в этом зале ни говорили о достойном вкладе бюджета страны в бюджеты регионов России, очевидно, что этого недостаточно, чтобы своевременно реагировать на справедливые запросы населения. Причём, к понятию "бедность" следует отнести не только низкие доходы мужчины, который неспособен достойно содержать свою семью, но и бедность нашей среды обитания, там, где живут наши семьи, где закладывать, собственно, веру в свою власть, в своё будущее и будущее нашей молодежи. И в провинции вся неустроенность, прежде всего, очевидна, и именно местная власть находится на острие этой самой проблемы.

На фоне активного пиара об экономическом благополучии страны остаётся ответить на один вопрос: когда это благополучие страны станет наконец элементарным благополучием народа?

Будем ссылаться на временные трудности, но у нас есть закон, Конституция, и её положения не имеют права на отсрочку.

Говоря об этом, я просто хочу сказать, что пока не будут исполняться наши постановления в адрес Правительства, пока мы не увидим жёсткую ответственность за их исполнение, мы обречены на повторы одних и тех же нерешённых вопросов.

Так из года в год говорим о долгах по квартирам детям-сиротам, и долг 280 тыс. квартир – это сигнал государственного практического бездействия. Перевести эту проблему на плечи региональных бюджетов – не выход, нужно реальное участие государства в достойном финансировании этой проблемы.

Ещё один пример недооценки со стороны центральной власти – проблемы с наёмным жильём. 3 июня в Ярославле было проведено Комиссией по обеспечению жилищных прав граждан Галины Хованской совещание на тему: "Создание наёмных домов социального использования". На конференции были депутаты Госдумы, представители многих регионов России, в том числе освобождённых территорий, представители заинтересованных структур Российской Федерации. Было специальное поручение премьера Мишустина по данной теме.

Что такое "наёмные дома для социального использования"? Это такой важный ресурс власти, который практически не используется и в то же время позволяет в перспективе решать наиважнейшие задачи для государства. Среди них кадровый вопрос, особенно в сферах, где есть кадровый голод: медики, учителя. Вопрос мобильности рабочих кадров между регионами даёт возможность получить трудовые ресурсы там, где это есть.

Законодательный механизм вступил в силу ещё в 2014 году, а в стране всего около 70 наёмных домов. Почему ступор? Нет сигнала верхней власти. Но как бы ни говорили, общее мнение участников совещания: немедленно запустить пилотный проект по наёмному жилью в нескольких регионах страны, а через год-другой массово по всей стране.

Причём эта тема важна не только для публичной власти, но для оборонно-промышленного комплекса тоже. Я встречался с руководителями оборонных предприятий и знаю, о чём говорю.

Наша фракция активно взаимодействует с Уполномоченным по правам человека, ежегодно горизонты нашего сотрудничества расширяются.

Поэтому, уважаемая Татьяна Николаевна, наша фракция, как и большинство депутатов, находящихся в этом зале, благодарит вас за работу и ваше сотрудничество с Государственной Думой. Спасибо вам за те контакты, которые у нас есть. Выражаем уверенность в том, что и сегодняшнее обращение приведёт нас к работе над ошибками и выработке важных решений по дальнейшему укреплению гарантий прав наших граждан.

Россия у нас одна, и любить её надо всякую.

Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International