О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 21 июня 2023 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Николай Новичков и Андрей Кузнецов о базовом доходе семей с детьми

17 января 2024

 см. также ↓

17 января Государственная Дума отклонила проект федерального закона № 42393-8 "О базовом доходе семей, имеющих детей". С докладом и заключительным словом выступил депутат фракции "СРЗП" Николай Новичков, с содокладом – председатель Комитета ГД по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина. От фракции "СРЗП" вопрос задал и выступил Андрей Кузнецов.

Николай Новичков:

- Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!

Не буду тратить много вашего времени. Вы с законопроектом знакомы. В двух словах расскажу его суть. Она состоит в том, что семьи с детьми в Российской Федерации, вне зависимости от имущественного положения, от статуса, от других принципов, должны иметь право на получение ежемесячного базового дохода до достижения младшим ребёнком 18 лет.

Данный законопроект является действительно приоритетным для нашей фракции. Соавторами данного законопроекта являются почти все депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ". И отмечу принципиальные вещи, ради которых мы этот законопроект разработали и вносим.

Как вы знаете, почти 20 млн человек в нашей стране находятся за чертой бедности, 42 млн – это семьи с детьми. И как показывает статистика, 82% малоимущих – это семьи с детьми. Данный законопроект коснётся 60 млн человек, и 60 млн человек улучшат своё имущественное положение. Безусловно, на это требуются значительные финансовые ресурсы, но мы прекрасно понимаем, откуда их брать. И это отражено в двух законопроектах-спутниках об источниках появления этих денег.

Для того, чтобы выплачивать ежемесячно по 10 тысяч рублей каждому члену семьи, имеющей детей, необходимо чуть больше семи трлн рублей. И, собственно, мы говорим о том, что эти деньги у нас есть, и мы их можем использовать не просто для поддержания уровня и качества жизни, но и для того, чтобы инвестировать в социальное развитие нашей страны.

В частности, мы предлагаем внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, и часть средств, которая находится в Фонде национального благосостояния, направлять именно на то, чтобы поддерживать семьи с детьми. Я напомню, что на конец 2023 года объём ФНБ составлял почти 12 трлн рублей.

Также мы предлагаем отказаться от возврата НДС при реализации сырьевых товаров. Понятно, что данный механизм вводился для поддержки высокотехнологичных отраслей, и понятно, что торговля сырьевыми товарами таковой не является. Отмечу, что данная мера поддержки носит не просто социальный характер, она носит экономический характер.

Данный законопроект вносился в 2021 году. Понятно, что за это время мы внесли много общих законопроектов и общими усилиями нашей палаты были улучшены имущественные положения большинства наших граждан. Работа проделана большая, и нам действительно есть за что себя похвалить. Но сказать, что мы сделали всё, что могли, всё, что необходимо для того, чтобы люди не чувствовали себя ущемлёнными, не чувствовали себя бедными в одной из самых богатых стран мира, мы, конечно, не можем. Конечно, работать нужно дальше.

Отмечу ещё раз, что это не просто социальный законопроект, этот законопроект направлен, по сути дела, на инвестиции в социальное развитие. Если мы говорим о том, что семь трлн рублей – это те расходы, которые идут ежегодно на поддержку семей с детьми, то один триллион возвращается уже напрямую через НДФЛ, а остальные деньги возвращаются либо косвенным образом, либо идут на социальное развитие.

За тот период, когда данный законопроект рассматривался в комитетах и так далее, мы вместе с вами приняли закон "О цифровом рубле". И нам ничто не мешает, если мы примем в первом чтении данный законопроект, во втором чтении внести поправки и говорить о том, что выплаты будут производиться через цифровой рубль, а цифровой рубль позволяет целевым образом расходовать любые деньги. То есть эти деньги нельзя будет потратить (вы извините за утрирование) на алкоголь, на сигареты. Их можно будет потратить только на важные социальные расходы, которые нужны конкретным семьям наших с вами граждан.

Поэтому ещё раз повторяю, данный законопроект не только социальный, но ещё и экономический. И мы тем самым стимулируем развитие внутреннего рынка, а это самый главный инструмент экономического роста. Стимулирование внутреннего рынка – это то, о чём говорят постоянно и Председатель Правительства Российской Федерации, и многие из нас.

В завершение хочу сказать, что, повторюсь, этот законопроект является приоритетным для фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ". Но мы будем рады, если парламентское большинство, члены всех наших фракций воспримут этот законопроект как свой собственный и будут его реализовывать вне зависимости от того, кто внёс его, и кто является автором и инициатором.

И всё же еще раз повторяю, 60 млн человек ждут реализации данного законопроекта. Базовый доход – это всемирный тренд, и во многих странах мира он уже реализуется. Почему России не быть здесь передовиком и не показывать результаты, которые могут быть использованы во всём остальном мире?

Спасибо за внимание. Буду рад ответить на вопросы.

Андрей Кузнецов:

- У меня вопрос к представителю комитета. Нина Александровна, вы свою позицию личную сказали, что как бы не можете не поддержать, но в то же время сказали о шероховатостях разных – юридических и прочих. Вы как считаете, вот во втором чтении данный законопроект может быть доведён до состояния, чтобы эти шероховатости были убраны?

Спасибо.

Нина Останина:

- Уважаемый Андрей Анатольевич, ещё раз подтверждаю высказанную мною позицию, что ко второму чтению этот законопроект можно довести практически до совершенства, сохранив его концепцию.

Но, уважаемый Андрей Анатольевич, я не случайно сказала, что голоса в нашем комитете разделились, из семи депутатов пять – против, двое – за.

Скажите, пожалуйста, Андрей Анатольевич, когда ваша фракция делегирует в состав нашего комитета своего представителя? Нам очень недостаёт здравых голосов, которые могли бы свою позицию высказать, потому что я понимаю, что те юридические шероховатости, они являются основанием для того, чтобы не поддержать законопроект, но одновременно вместе с вами, повторяю, готовы к тому, чтобы его доработать, и очень ждём в составе нашего комитета.

Андрей Кузнецов:

- Уважаемые коллеги, постараюсь всё-таки не занимать лишнее время, но тем не менее есть хорошая истина евангельская: новое вино не вливают в старые мехи. Потому что новое вино порвёт старые мехи и разольётся.

Вот сегодня при обсуждении этого законопроекта складывается такое впечатление, что мы новое вино предлагаем влить в старые мехи. И, вы знаете, много цифр хороших вы называете, и озвученные принципы тоже имеют место, но давайте честно посмотрим на пройденный путь в социальном развитии нашей страны за последние несколько десятилетий.

Эти принципы и эти цифры, которые вы сейчас навязываете, они привели к какому-то серьёзному изменению отношений государства и семьи? Нет, не привели. Мы предлагаем принципиально новые отношения. Вы всё время пытаетесь это только в социальных рамках обсудить, а мы предлагаем новые отношения между государством и гражданином, когда государство спрашивает у гражданина: что ты сделал для государства? Он говорит: я создал семью и родил детей, и этим самым я укрепляю государство. И поэтому государство ему гарантирует определённые вещи. Да, это по-разному называли в разные времена. Речь, помните, шла и о природной ренте и так далее, о доходах, которые наше государство получает, и какие приоритеты оно ставит в поддержке граждан. Это первый пункт.

Второй момент. Слушайте, у нас возникают ситуации, когда мы триллионы рублей абсолютно неадресно тратим: мы даём банкам триллионы рублей, различным организациям, госкорпорациям под предлогом того, что они выполняют государственные цели. Да, то, что мы сейчас вам предлагаем, заставляет думать о приоритетах и предлагает перенастроить систему в государстве на поддержку семьи. Очень много красивых слов здесь было сказано и в прошлом году, и в позапрошлом о том, как надо поддерживать семьи, в какой мы демографической яме находимся, что граждане должны почувствовать запрос государства на это. А что вы в итоге-то сделали? Вот вы говорите о том, что вступает законопроект в конфликт с единым пособием на детей, давайте дождёмся официальной статистики.

Вот министерство, когда мы на комитете обсуждали, уверяло нас в том, что предложенная концепция единого детского пособия, единого социального пособия не приведёт к сокращению получателей. Между тем, мы получаем обращения граждан о том, что им очень сложно доказывать необходимость этого пособия по новым правилам. И таким образом принцип адресности просто лишает их этой поддержки. Поэтому не всё так однозначно, коллеги.

Ну и самое главное. Действительно, семь трлн рублей – немалые деньги, но давайте посмотрим, может быть, мы себе ставим просто цели такие неамбициозные, может, мы привыкли считать страну нищей, а она таковой не является? Так давайте искать способы, меры, источники, которые "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" предлагает в избытке.

Здесь и Валерий Карлович (Гартунг, заместитель руководителя фракции "СРЗП" – Прим. ред.) выступал, неоднократно показывал, где можно и нужно брать эти средства. Но, тем не менее, давайте мы хотя бы сигнал пошлём, давайте мы хотя бы ориентир себе поставим. Не можем в этом году применить? Давайте поставим себе цель, я не знаю, в 2030 году на это выйти, в любом другом году, но мы будем двигаться к этому, а не говорить всё время о принципах, которые нам чего-то не позволяют делать, потому что в конечном итоге люди спрашивают: для чего государству нужна семья? Нужна ли она государству? Вот, в чём главный вопрос.

Спасибо.

Николай Новичков:

- Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, акцентирую ваше внимание, что законопроект 2021 года. Понятно, что многое изменилось, но концептуально необходимость поддержки семей с детьми не изменилась, и наши обязательства перед семьями с детьми тоже никуда не делись. Я имею в виду наши обязательства как государства.

Поэтому, уважаемые коллеги, есть предложение: давайте поддержим в первом чтении и содержательно доработаем во втором чтении, что называется, и будем честны друг перед другом, что мы всё сделали для того, чтобы семьям с детьми в нашей стране жилось лучше, и что это наша общая социальная, если хотите, национальная задача.

Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International