О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Сергей Кабышев о 30-летии Конституции РФ

12 декабря 2023

 см. также ↓

12 декабря на пленарном заседании Государственной Думы с заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам от фракции "СРЗП" выступил Сергей Кабышев:

- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги, дорогие товарищи, друзья!

Сегодня мы отмечаем знаменательное событие – 30-летие нашей Конституции. В эти дни в 1993 году немногие смели надеяться на такой юбилей, сознавая объективные трудности рубежного времени.

Но, вполне возможно, именно то, что Конституция рождалась в условиях мощнейшего общественного запроса на гражданский мир, позволило ей объективно впитать в себя дух и чаяния народа и превзойти мудростью своих создателей.

При всём многообразии оценок следует признать, что Конституция, несмотря на первоначальные пессимистические прогнозы, не только выстояла, но и состоялась. Убедительно показала свою жизнеспособность, возможность адаптироваться к стремительно меняющимся суровым условиям современности при сохранении своего ценностного и нормативного ядра.

Конституция не просто явилась основой для формирования общенационального согласия, консолидации и примирения общества, но и стала важнейшей гарантией сохранения нашей социокультурной идентичности, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Конституция – уникальный системообразующий нормативно-правовой акт. Конституция – источник, ценностное нормативное ядро и одновременно стратегическая модель всей правовой жизни. Конституция – это сквозной регулятор, пронизывающий и подчиняющий все отрасли, все правовые акты, все правовые отношения. Конституция воплощает правовое чувство Родины, юридический образ Отечества, поэтому она по своей сути имеет надпартийный, надполитический, общенациональный, скрепляющий и солидаризирующий характер.

Закреплённые в Конституции ценности российского парламентаризма, основанные на исторических традициях единения народа и государства, подчёркивают особую роль парламента в реализации развития Конституции, в обеспечении конституционной сплочённости общества.

Сегодня, как никогда, актуально понимание того, что парламент не может быть просто политическим зеркалом общественного мнения, а призван формировать консолидированную волю народа, укреплять общенациональное единство через конкретизацию конституционных ценностей, принципов и норм. Потенциал Конституции далеко не исчерпан.

В связи с этим отмечу, я бы сказал, деликатный подход к изменению и уточнению Конституции, использованный в 2020 году. Существенная часть изменений была реализована через дополнение, через конкретизацию и развитие уже ранее закреплённых положений, а не через их ревизию.

Принципиально важно нам всем: государству и обществу в целом сфокусироваться не на поиске совершенного текста Конституции, а на выработке форм и способов её последовательной реализации. Я бы сказал так, что менять нужно тогда, когда нельзя не менять, и не стоит менять, если можно понять и правильно применить Конституцию.

Мы прошли точку невозврата в доверии к спекулятивным неолиберальным доктринам, и в этом плане нам действительно необходимо избавиться от некоторых конституционных мифов. Перед российской наукой и перед законодателем стоит задача выработки новой конституционной парадигмы российской государственности, основанной на безусловном приоритете национальных ценностей и интересов, на приверженности духу правового патриотизма, который предполагает уважение к традициям предков, преемственность национального развития, недопустимость восприятия российской правовой системы с точки зрения подражательства Западу.

В последнее время активно обсуждается вопрос идеологической стороны нашего государственного развития. Конституция России запрещает придавать официально обязывающий, государственно-принудительный характер идеологическим установкам какой-либо отдельной части общества. Но это ни в коей мере не снимает с государства ответственности за обеспечение исторически сложившихся духовно-нравственных идеалов многонационального народа Российской Федерации, послуживших смысловым источником самой Конституции.

Суть национальной идеологии – в сопряжении идей тысячелетней российской державы-цивилизации и благополучия человека. Можно выразить это в виде следующей формулы: суверенность, справедливость, патриотизм.

Исторический выбор и путь нашей страны, который решительно подтверждается сегодня, состоит в глубоком чувстве единства Родины и правды, которая, пожалуй, является важнейшей характерной чертой национального права.

Для нас Родина – держава правды, которая в свою очередь выражает коренящееся в народном духе сознание высшего долга перед нравственным законом и своим Отечеством. Без суверенной государственности нет справедливости и свободы, а общественный запрос на справедливость должен быть эффективно обеспечен.

Для нашей партии крайне важны конституционные нормы, определяющие Россию, как социальное государство. Но следует признать, что нам предстоит ещё долгий путь до реального воплощения в жизнь этой нормы.

Всего один пример. С 1 января текущего года действует единый тариф страховых взносов в Социальный фонд: для годовых зарплат ниже 1 млн 917 тыс. рублей он составляет 30%, для доходов выше этой базы снижается до льготных 15,1%. Вместо того, чтобы устранить вопиющую несправедливость предыдущей системы обязательного социального страхования, её лишь немного подкорректировали.

Если условно приплюсовать страховые взносы к подоходному налогу, то получится, что у нас регрессивная шкала этого налога. Граждане с низкими и средними доходами, которых большинство, отчисляют государству на порядок больше богатого меньшинства. Насколько это согласуется с Конституцией, определяющей ответственность власти за обеспечение благополучия нынешнего и будущих поколений российских граждан?

Убеждён, что именно в правильном раскрытии и принятии законов, реализующих положение о социальном государстве, и есть залог успешного развития нашей страны.

Отдельно хотел остановиться на вопросах образования, поскольку воспитание в наших детях патриотизма и гражданственности начинается с формирования их уважения к Конституции и закону, установки на их осознанную, добросовестную и ответственную реализацию.

Именно на основе всеобщего изучения особой роли Конституции, которая является своеобразным правовым паспортом страны, обеспечивается преемственность национального развития и наша цивилизационная идентичность.

Полагаю, что в рамках развития системы образования и его научной основы в духе российских духовно-нравственных ценностей следует рассмотреть, по крайней мере, следующие возможные направления повышения роли Конституции.

Первое. Необходимо обеспечить сквозное изучение основ российского конституционного строя, начиная с уровня общего образования. В системе высшего образования соответствующий юридический курс должен логически дополнять общий гуманитарный курс основ российской государственности.

Второе. В соответствии с действующими ФГОСами изучение дисциплины под названием "конституционное право России" предусмотрено, как это ни странно, не для всех специальностей по направлению подготовки, а в некоторых случаях подменяется изучением конституционного права вообще, то есть без национальной привязки, в других может не изучаться вовсе.

Кроме того, в действующем правовом регулировании не предусмотрены какие-либо инструменты, направленные на согласованность вузовских образовательных программ по конституционному праву даже в части, касающейся изучения основ конституционного строя России. Полагаю, нужно предусмотреть обязательное изучение учебной дисциплины "конституционное право России" на всех уровнях высшего образования и по всем направлениям и специальностям, а также усилить контроль над содержанием общеобразовательных программ и учебных материалов по данной дисциплине.

Третье. Считаю важным рассмотреть возможность создания парламентского центра российского конституционализма в целях сохранения и развития отечественного конституционного наследия.

И в заключение. Россия как государство-цивилизация всегда будет привлекательна для других стран. Именно поэтому нам как законодателям необходимо раскрыть нормы Конституции в положениях конкретных законов в соответствии с её духом и потребностями нашего общества и наших граждан. Именно это должно являться идеологической, государствообразующей, социальной и политической основой нашей победы и нашего светлого будущего. Спасибо за внимание.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024