Александр Ремезков: "СРЗП" добивается и будет добиваться кардинальных изменений в бюджетной политике страны
см. также ↓Госдума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса РФ". О том, почему "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" проголосовала против этого правительственного законопроекта, устанавливающего особенности исполнения бюджетов бюджетной системы России в 2023 и в 2024 годах, рассказал депутат фракции "СРЗП", первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков:
- Фракция "СРЗП" всегда выступала против применения "бюджетного правила" при формировании трехлетнего федерального бюджета.
Сложившаяся в прошлом и нынешнем годах геополитическая ситуация вынудила Правительство пойти на некоторые отступления от этого правила. Однако теперь авторы законопроекта о внесении изменений в бюджетное законодательство на 2024-2025 годы предлагают вернуться к применению "бюджетного правила" в его пятой версии, которую иначе как "модифицированной" и не назовёшь.
Напомню, что ранее был уточнен порядок определения и зафиксирован объем базовых нефтегазовых доходов в 2023–2025 годах в абсолютном выражении на уровне восьми трлн руб. и предусмотрена ежегодная индексация на 4%, начиная с 2026 года. Данный размер нефтегазовых доходов соответствовал умеренно-консервативным оценкам внешних условий при стабильном курсе рубля в диапазоне 65-75 руб. за доллар.
Теперь для определения базовых нефтегазовых доходов в 2024–2026 годах предлагается использовать базовую цену на нефть 60 долларов за баррель и базовую экспортную цену на природный газ 250 долларов за тысячу кубометров, проводить ежегодную индексацию на 2%, начиная с 2027 года.
От перемены этих слагаемых суть "бюджетного правила" не меняется. Как и прежде, оно ограничивает текущие и инвестиционные расходы федерального бюджета, увеличивает государственный долг и расходы на его обслуживание, формирует бездонную "кубышку", которая за десять лет увеличилась в четыре раза – с 2,7 до 11,3 трлн руб.
"Кубышку" ФНБ приоткрыли только в 2022 году, направив один трлн руб. на покрытие дефицита федерального бюджета и почти два трлн – на увеличение объема резервного фонда Правительства.
Сегодня объем ФНБ равен трети объема федерального бюджета. Но до сих пор обсуждение механизма его формирования и направлений использования не предусмотрено Бюджетным кодексом и не проводится ни в рамках рассмотрения проекта трехлетнего бюджета, ни при утверждении ежегодного отчета об исполнении бюджета.
С печальными последствиями применения "бюджетного правила" мы все столкнулись в июле этого года, когда случилось обвальное обесценивание рубля, рост цен на нефтепродукты внутри страны и запредельное повышение процентных ставок. Все это нанесло серьезный удар по реальному сектору экономики, доходам населения, обнуляя ранее достигнутые результаты социально-экономического развития страны.
И вот опять без объяснения истинных причин уточнения определения базовых нефтегазовых доходов нам вновь предлагают применять очередную модель "бюджетного правила" в ближайшие три года.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" не может с этим согласиться. Поэтому депутаты нашей фракции проголосовали против принятия данного законопроекта, несмотря на то, что в нем есть и ряд целесообразных предложений.
Мы все находимся в новой реальности и не можем применять принятое в далекие двухтысячные годы и не соответствующее требованиям времени "бюджетное правило".
"СРЗП" добивается и будет добиваться кардинальных изменений в бюджетной политике, направленных на выполнение поставленных Президентом России задач по народосбережению, борьбе с бедностью и достижению технологического суверенитета страны.