О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Валерий Гартунг об экономической ситуации в РФ

26 сентября 2023

 см. также ↓

26 сентября на пленарном заседании Государственной Думы с заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам от фракции "СРЗП" выступил Валерий Гартунг:

- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Достаточно много событий произошло за лето, они и сейчас происходят. И наша фракция хотела бы донести озабоченность складывающейся экономической ситуацией и представить предложения по тому, как бы мы хотели видеть развитие страны, что для этого нужно сделать.

Прежде всего, ни для кого не секрет, что последние три повышения ключевой ставки Центральным банком серьёзно ударили по экономическому росту. Мы получили обнадёживающие данные Росстата по второму кварталу, что у нас экономический рост по итогам второго квартала составил почти 5% в год. И, казалось бы, тенденция, складывающаяся в третьем квартале, тоже позитивная и мы могли бы иметь более высокий экономический рост и в третьем квартале. И самое главное, если посмотреть на структуру экономического роста, то основными отраслями, внёсшими максимальный вклад в экономический рост, являются отрасли, производящие продукцию с высокой степенью переработки, с высокой добавленной стоимостью, это обрабатывающие производства.

По обрабатывающим производствам мы сейчас наблюдаем рост. У меня нет последней статистики по всей стране, но по крупнейшим промышленным регионам рост наблюдается от 10 до 15%. Это говорит о том, что мы на правильном пути, но последние события с повышением ключевой ставки поставили крест на всех инвестиционных планах, которые построили компании, создавшие экономический рост в это непростое для страны время. Подчеркиваю, они не только экономический рост создали, они создали предпосылки для истинного создания суверенитета страны, технологического суверенитета. Особенно важно это в условиях проведения специальной военной операции. Как вы понимаете, сегодня идёт война машин и естественно тот, кто впереди по технологическому развитию, и имеет преимущество. И не только на поле боя.

Сейчас ситуация складывается несколько иначе. Я уже сказал про рост ключевой ставки. К сожалению, опыт прошлого года, когда Центральный банк, реагируя на резкий скачок иностранной валюты на российских рынках, произвел два серьезных действия. Первое, на мой взгляд, ошибочное – поднял ключевую ставку до 20%, что не привело к остановке роста цен, а еще и продолжило этот рост, потому что повышенные расходы на обслуживание кредита производители продукции вложили сразу в цену, ожидая, соответственно, роста цен. И второе действие, которое, на наш взгляд, возымело действие, это введение валютных ограничений.

Вот эти валютные ограничения сбалансировали резкий скачок, скажем так, нашего баланса экспортно-импортных операций. Вы помните, что происходило: резко обрушился импорт. Экспорт у нас был большой, поток валюты был большой и, соответственно, этот дисбаланс привел к скачкам курса рубля. Соответственно, это привело к тому, что начали расти цены. Введя валютные ограничения, Центральный банк смог сбалансировать эту ситуацию и в течение года ситуация выправилась, и курс рубля переукрепился даже сверх тех ожиданий, которые были в экономике страны.

Сейчас несколько другая ситуация, но причина скачка курса рубля, скачка курса доллара та же самая – разбалансировка экспортно-импортных операций. Вместо того, чтобы вернуть те самые валютные ограничения, о которых я говорил, которые дали год назад положительный эффект, Центральный банк ничего лучше не придумал, как поднять ключевую ставку, что полностью остановило инвестиции в расширение производственных мощностей. Я внимательно следил за заявлениями членов Совета директоров Центрального банка и Председателя Центрального банка. Своей целью они ставят остановить разогрев экономики. То есть, они фактически прямо говорят, что их задача – остановить инвестиционную активность в отраслях, создающих максимальную добавленную стоимость.

Коллеги, вспоминаю поговорку: при таких друзьях нам врагов не надо. То есть то, чего не смогли добиться своими санкциями западные наши партнеры, добиваются находящиеся внутри страны руководители Центрального банка, экономического блока.

Вторая часть этой истории. Сегодня мы читаем информацию о том, что Правительство повышает экспортные пошлины. Правильное решение. Я много раз с этой трибуны говорил, что нужно повышать экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, при этом нужно снижать НДПИ, то есть переносить налоговую нагрузку с внутреннего потребления на внешнее. Что делает Правительство? Оно одно действие делает, то есть повышает экспортные пошлины, а НДПИ не снижает. Понимаете, да, к чему это приведет? Это приводит к росту цен и к неконкурентоспособности наших энергоносителей.

А ещё самое интересное, сегодня мы активно обсуждаем тему роста цен на топливо внутри страны.  Додумались до того, что ввели запрет на экспорт светлых нефтепродуктов. Коллеги, конечно, в моменте это приведёт к некоторому избытку топлива внутри страны, и, как один из факторов, может повлиять на рост цен, то есть может его остановить, но в дальнейшем эта мера ударит по тем перерабатывающим заводам, которые настроены на экспорт. У нас и так сегодня не хватает экспортной выручки, потому что у нас курс рубля резко упал. Почему? Потому что мы экспортируем энергоресурсы, а за них получаем рупии. Нужно посмотреть, куда мы больше всего нефти продали, и вы увидите, это Индия. Да, но они рупиями рассчитались, а рупия – неконвертируемая валюта, ничего на неё не купишь. Пожалуйста, покупай внутри страны, но нам нечего там в таком объёме покупать. Поэтому этот дисбаланс ударил по курсу рубля. Вот, соответственно, ограничивая экспорт нефтепродуктов, мы эту ситуацию ещё усугубляем. И это тоже толкнёт цены вверх.

Я, подводя итог, скажу: а что же надо было делать? Первое, Центральному банку ни в коем случае не надо было повышать ключевую ставку, а ввести ограничение на вывоз, на переводы в рублях, как они сделали ограничение для физических лиц на переводы в валюте – до одного млн долларов, оно действует. Для долларов ограничение есть, а для рублей нет. Хоть миллиарды, хоть триллионы переводи, никаких ограничений. И никто эту меру не рассматривал, как альтернативную повышению ключевой ставки. Да, конечно, это некоторые ограничения для тех граждан, которые огромные деньги переводят за рубеж. Но ничего страшного, мы могли бы их и ограничить, зато мы бы не повышали ключевую ставку, и у нас бы не остановился экономический рост. Сопоставьте последствия. То есть результат был бы один и тот же, а последствия разные.

Второе. Вместо того, чтобы ограничивать экспорт светлых нефтепродуктов и вводить экспортные пошлины, не понижая при этом НДПИ, нужно просто отменить налоговый манёвр, я с этой трибуны много раз говорил, давайте введём экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты, но при этом на эту же сумму снизим НДПИ.

Я приводил пример, я тогда таблицу приводил, что, если на четыре трлн рублей мы поднимем экспортные пошлины и на четыре трлн рублей в год снизим НДПИ, то, во-первых, нам не нужно будет возвращать из бюджета отрицательный акциз, который, напоминаю, в прошлом году был 3,3 трлн рублей, а у нас дефицитный бюджет, напоминаю. Сейчас они придут в Думу снова с дефицитным бюджетом. А он мог быть профицитный, если бы мы отменили налоговый манёвр. Да, 1,5 трлн – половину этого отрицательного акциза они вернули, но вторая-то осталась. Плюс, это привело бы к сокращению расходов государства на топливо еще на один трлн рублей. Вот, что нужно было делать.

Ну, и последнее. Конечно, всех взбудоражила новость о том, что теперь предприниматели, имеющие вид на жительство в других странах, приравниваются к иностранным инвесторам. Это очень сильно ударило по инвестиционному климату, и я думаю, что нам стоит над этим подумать.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International