О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Сергей Миронов: необходим кардинальный пересмотр избирательного законодательства

07 августа 2023

 см. также ↓

Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов рассказал о необходимых поправках в избирательное законодательство РФ:

- Избирательное законодательство в нашей стране, наверное, одно из самых гибких в мире, оно меняется с завидной частотой. Проблема в том, что изгибается это законодательство только в пользу одной партии. Все законодательные изменения последних десятилетий служат исключительно укреплению монополизма "Единой России". В этом русле и "муниципальные фильтры" на выборах губернаторов, и тотальная отмена прямых выборов мэров, и сокращение партсписков на выборах в заксобрания, благодаря чему у нас в отдельных городах уже действуют однопартийные парламенты. То есть избиратели, которые не поддерживают "ЕР", просто не имеют своих представителей в горсоветах.

Отмечу, что это наступление на права избирателей и оппозиционных партий в последнее время ведется втихую, исключая широкое общественное и даже парламентское обсуждение. Например, в прошлом году принимается рамочный закон о ДЭГ (дистанционном электронном голосовании). Который, кстати, мог бы уточнить многие спорные моменты этой процедуры, но большинство "ЕР" утверждает его в нарочито общих формулировках. А прицепом ко второму чтению законопроекта появляется поправка совсем из другой оперы – о частичном упразднении членов комиссий с правом совещательного голоса. Поясню, для оппозиционных партий это были глаза и уши, ключевые представители с максимально широкими полномочиями по контролю за ходом голосования. Теперь на уровне окружных, территориальных, участковых избиркомов их нет.

Другой пример – в 2020 году принимается закон о многодневном голосовании (которое ввиду окончания пандемии давно пора отменить, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вносила такой законопроект). К нему цепляется еще ряд выгодных для "Единой России" поправок. В том числе о региональном цензе для наблюдателей. Если коротко, наблюдать за ходом голосования могут только граждане с пропиской по месту выборов. Теперь это ограничение вступает в конфликт с новой нормой об экстерриториальных участках. Эти участки были необходимы для четырех новых регионов, но думское большинство распространило их на всю страну. В условиях "регионального ценза" не ясно, кто будет наблюдать за выборами вне "своих" территорий.

В общем, ограничений и допущений единороссы напринимали столько, что они уже противоречат друг другу, тем более что бьют всегда только в одни ворота.

В последнее время позиции думского большинства все чаще подыгрывает и ЦИК. Например, Госдума принимает норму о специально отведенных местах для наблюдателей и журналистов на участках. ЦИК в практической реализации мог бы эту норму корректно уточнить и смягчить. Но в профильном постановлении наблюдателей и журналистов пригвождают к этим отведенным местам, свободное перемещение по участкам исключается.

То же самое с экстерриториальными участками – Центризбирком максимально смягчает требования к формированию и работе комиссий на таких участках. До такой степени, что объективное наблюдение там вообще вряд ли возможно.

На днях ЦИК принимает еще одно постановление под предстоящие осенние выборы – о запуске пилотного проекта "Мобильная УИК". Этот проект предполагает подомовой обход избирателей членами УИК для информирования о выборах. У нас век цифровизации, у нас дистанционное голосование в четверти регионов, и в этих условиях правда требуется очное поквартирное информирование? И мы же понимаем, кто такие в своем большинстве члены УИК. Бюджетники, зависимые от руководителей с партбилетами "Единой России", а то и сами имеющие те же партбилеты. Не перейдет ли информация в агитацию? Вопрос риторический.

При такой законодательной базе сомневаться в успехах "ЕР" на предстоящих выборах, к сожалению, не приходится. Вопрос в том, нужны ли эти успехи государству и обществу? Нужна ли эта безраздельная монополия, все ярче бронзовеющая, все больше напоминающая КПСС в худшие годы? Не говоря о нарочито низкой явке, которая зачастую не превышает 20%, у граждан все меньше возможностей влиять на избирательные процессы и вообще иметь своих представителей во власти. А у исполнительной и законодательной власти все меньше интереса слушать и слышать людей. Монополизм "ЕР" все глубже вбивает клин между властью и обществом, и этот разрыв связей сегодня особенно опасен. Для его преодоления нужны кардинальные изменения избирательной системы.

Еще несколько лет назад ЦИК заявлял о необходимости разработки нового избирательного кодекса. Конкретные предложения по его содержанию вносили и эксперты, и наша партия, и другие. Главное, что этот кодекс должен служить не интересам одной силы, а возрождению всей партийно-политической системы РФ. Ключевые изменения, которые необходимы в законодательстве:

– возвращение прямых выборов мэров;

– отмена муниципального фильтра для парламентских партий на выборах губернаторов;

– возможность создавать избирательные блоки и объединения;

– перенос единого дня голосования на более удобное для избирателей время, как минимум на октябрь;

– отмена многодневных выборов, единый день голосования должен проходить в один день;

– полная отмена досрочного и надомного голосования;

– возвращение к смешанной системе на выборах в заксобрания всех уровней, когда половина депутатов избирается по партийным спискам, половина – по одномандатным округам;

– максимальная конкретизация и прозрачность всех процедур ДЭГ, в том числе механизма наблюдения и проверки голосов;

– снятие всех принятых ограничений по наблюдению и контролю за выборами.

Все эти инициативы фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" неоднократно вносила в Госдуму. По отдельным вопросам, например, сокращению партсписков на выборах депутатов, я обращался напрямую к Президенту.

Мы будем вносить законопроекты вновь. Хотя с учетом большинства "Единой России" в парламенте мы понимаем, чем ответит Госдума. Поэтому мы продолжим убеждать в необходимости кардинального пересмотра избирательного законодательства руководство страны. Нужно исправлять тот законодательный крен, из-за которого политический корабль может лечь на борт, восстанавливать здоровый баланс сил, систему противовесов на партийном и общественном поле. Между интересами политической монополии и интересами власти нет знака равенства, хотя его и пытаются пририсовать. Между ними есть прямое противоречие, которое пора устранять.

Источник: Независимая газета

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International