11 июля в рамках пленарного заседания Госдума приняла проект федерального закона № 379361-8 “Об исполнении федерального бюджета за 2022 год”. О том, с какими инициативами по изменению бюджетной политики выступает "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ", и почему она проголосовала против принятия данного законопроекта, рассказал депутат фракции, первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Александр Ремезков:
- Рассмотрение отчета об исполнении бюджета за 2022 год – это важнейший этап в подготовке проекта бюджета на 2024-2026 гг. Необходимо самым тщательным образом проанализировать все принятые в прошлом году решения, провести работу над ошибками, чтобы избежать их повторения.
Анализируя исполнение бюджета 2022 года, мы с уверенностью можем сказать: главная цель достигнута – Россия сохранила финансовую стабильность в условиях ведения спецоперации и беспрецедентного санкционного давления. Однако, на наш взгляд, не все ответы на вызовы времени были действительно эффективными, не все принятые в бюджетной сфере решения – верными.
Например, несмотря на крайне напряженную ситуацию с исполнением бюджета 2022 года по доходам, активный поиск новых источников финансирования расходов, по решению Правительства было проведено возмещение акциза на направленное на переработку нефтяное сырье в сумме 3,2 трлн рублей. Это в 3,5 раза больше суммы, учтенной в принятом парламентом в декабре 2021 года законе о бюджете на 2022 год. Объем возмещенных нефтяникам средств практически полностью соответствует сумме, привлеченной за счет размещения государственных ценных бумаг (только за декабрь было размещено на 1,44 трлн рублей). При этом, по сравнению с 2021 годом доходность государственных ценных бумаг увеличилась и составила по ОФЗ-ПД от 8,94% до 10,62% годовых, по ОФЗ-ИН – от 3,09% до 3,35% годовых.
Получается, что за “щедрость” в поддержке нефтегазового сектора придется долгие годы расплачиваться доходами федерального бюджета. Безусловно, мы не можем согласиться с этим. Мы по-прежнему считаем, что бюджет может и должен быть инструментом экономического роста.
Главной особенностью исполнения бюджета в 2022 году стал рост государственных инвестиций в национальные проекты, “инфраструктурное меню”. Однако при этом, на наш взгляд, было недостаточно стимулов для роста частных инвестиций, которые необходимы для обеспечения устойчивого долгосрочного инвестиционного роста.
На предоставление субсидий, бюджетных инвестиций юридическим лицам, а также взносов и субсидий государственным корпорациям и компаниям только по открытой части бюджета было выделено 3,2 трлн рублей. Общий объем временно свободных средств госкомпаний к 1 января 2023 года составил порядка 374 млрд рублей, а доходы от инвестирования этих средств за 2022 год составили около 28,8 млрд рублей.
При этом российские юрлица за 2022 год нарастили объемы депозитов на счетах в кредитных организациях на 21% или на восемь трлн рублей по сравнению с 2021 годом. Эти средства могли быть направлены на развитие новых производств в нишах, освободившихся на российском рынке после ухода ряда западных компаний. Государство должно создать необходимые для этого условия.
Необходимо сформировать механизмы, которые позволят насытить экономику достаточной ликвидностью, обеспечить устойчивость работы предприятий и целых отраслей, сохранить рабочие места. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ из года в год выступает с инициативами по государственному планированию.
Сегодня эти инициативы особенно активно поддерживает бизнес. По результатам опроса, проведенного в марте этого года Государственным университетом управления, почти 80% представителей средних и крупных промышленных предприятий России считают, что государственное планирование в том или ином объеме необходимо вернуть во все отрасли экономики.
Наш лидер Сергей Михайлович Миронов считает, что между планом и рынком нет никакого противоречия – при грамотном управлении они дополняют друг друга. Государство определяет приоритеты, занимается индикативным планированием, а поставленные им цели достигаются рыночными методами. Для этой эффективной системы необходимо создать Росплан – надведомственный независимый орган, который будет подчиняться напрямую главе государства. Точно такой же статус должен быть и у Росстата, без качественной работы которого невозможно никакое планирование. Важнейшим элементом новой системы должны стать контроль и персональная ответственность для руководителей всех уровней, начиная от министров до директоров предприятий.
Что касается, собственно, бюджетной политики, то необходимо прекратить практику бесконечного латания дыр в бюджете по принципу “отобрать и поделить”, отказаться от навязанных нам бюджетных правил, которые за 20 лет показали свою неэффективность и отсутствие адекватной методологии начисления НДПИ и НДД, снять многочисленные запреты на использование государственных средств, прекратить накопление всякого рода “кубышек”, остатков и зарезервированных средств.
Сегодня перед нами стоит сложнейшая задача по созданию надежных основ финансового суверенитета России. Обобщив опыт 2020-2022 гг., мы должны найти оптимальные решения. Федеральный бюджет нужно формировать и исполнять так, чтобы он стал мощным фундаментом для восстановления и развитие экономики, роста реальных доходов наших граждан.