15 февраля в Государственной Думе с докладом "Об актуальных вопросах внешней политики Российской Федерации" выступил Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров. От фракции "СРЗП" вопросы задали Яна Лантратова и Андрей Кузнецов, выступил Алексей Чепа.
Яна Лантратова:
- Уважаемый Сергей Викторович, сейчас Российская Федерация делает большую работу по строительству русских школ за рубежом: пять – в Таджикистане, планируется в Киргизии. Но этот вариант долгий и дорогой. Наши конкуренты строят частные школы. Это быстро и эффективно, но требует участия бизнеса. Для этого нужен импульс от государства. Именно оно должно сформировать идеологию. Может ли МИД в лице вновь созданного департамента стать идеологом и методологом в формировании сети русских школ за рубежом с участием бизнеса? И, общаясь с коллегами из стран СНГ, я вижу, что катастрофически не хватает книг на русском языке. Мы поставляем, но мало литературы, по сравнению с иностранцами, которые до миллиона учебников в год поставляют в одну страну. Но главное, мы не всегда градируем запрос: сколько литературы нужно, какой, каких учебников. И на практике бывает, что поступают несколько учебников и несколько сказок. В итоге не всегда получается закрыть все потребности. Может быть, нам использовать опыт, как на новых территориях?
Сергей Лавров:
- Да-да-да. Этот, я считаю, опыт надо использовать на всех территориях, которые принадлежат нашим союзникам, партнёрам по СНГ, по ОДКБ, по Евразийскому экономическому союзу, да и наших двусторонних партнёров, таких как Азербайджан, где очень велика тяга к русскому языку. Во многих странах СНГ созданы пара десятков уже, по-моему, филиалов российских вузов. В одном Узбекистане 11, если мне не изменяет память, несколько в Казахстане, несколько в Азербайджане, в Армении, в Таджикистане, Киргизии. Созданы российско-, соответственно, с этими странами, славянские университеты. Работа ведётся большая. Школы, да, есть специальные программы для Таджикистана по инициативе президента Рахмона, которую он высказал в ходе визита Валентины Ивановны Матвиенко какое-то время назад, там сейчас уже скомпонована программа работы, это будет государственное финансирование. Такую же работу мы разворачиваем в Узбекистане и в других странах, может быть, не в таких масштабах, по одной, по две школы мы создаём. Школа имени Пушкина в Ашхабаде – одна из наиболее популярных, русская школа на базе наших военных в Таджикистане – тоже главное притяжение для местной молодёжи. Конечно, денег хотелось бы выделять больше.
Вы упомянули про новый Департамент международного, гуманитарного и культурного сотрудничества, он будет от МИДа выполнять функции оператора новой государственной комплексной программы "Поддержка и продвижение русского языка за рубежом", она окончательно одобрена, но, к сожалению, на этот год она уже юридически существует, но денег на неё нет. Поэтому нам обещано, начиная с 2024 года, наладить финансирование. Если получится в непростой финансовой ситуации что-то получить на хотя бы приоритетные программы, образовательные в этом году, мы готовы совместно с Государственной Думой, с Советом Федерации над этим поработать.
Но главный смысл вот этой программы – объединить воедино всё, что связано с русским языком. Это и Россотрудничество, и "Русский мир" Фонд, и институт Пушкина, и программа поддержки русского языка за рубежом, которая не была единой до недавнего времени. Теперь задача – всё это скоординировать, не терять.
Андрей Кузнецов:
- Уважаемый Сергей Викторович, вы предоставили, конечно, очень ясную, жёсткую картину того, что происходит, того беспредела и деградации международных отношений, благодаря нашим западным "партнёрам".
Но вот что касается образа будущего, вы его обозначили так, в общих чертах. Мы видим деградацию судебных мировых органов, практически нет арбитров, кто мог бы по закону решать. Всё сводится к методу силы. Вот в этом смысле образ будущего как вы видите? Какова перспектива создания новой архитектуры взамен вот этой устаревшей? И тут такой момент еще хотелось бы, чтобы вы прокомментировали. Ведь зависимость от союзников, она тоже бывает опасной. Сейчас многие говорят: мы не тех союзников выбирали, мы не тем поверили. А сейчас кто-то думает, что надо развернуться на Восток, а там точно нам как бы будет хорошо.
Сергей Лавров:
- Конечно, конфигурация мира – это многополярность. Нас пугают, что если многополярность вдруг стала бы реальностью, это был бы хаос. Тогда как с американцами во главе порядок будет наведён.
Они же, начиная с Обамы, наверное, и до, мы просто в историю не углублялись, Обама сказал – Америка исключительная нация, она должна играть главную роль и решать все вопросы. То же самое повторял и президент Трамп, до этого президент Буш-младший. Ну и вот нынешняя администрация, Байден многократно заявлял, что мы исключительный народ, и у нас особые права. А его советник по нацбезопасности Джейк Салливан, еще до того, как занял эту должность, в 2019 году написал большую такую программную статью, где сказал: для того, чтобы нам утвердить свою исключительность, нам надо подавить любые проявления этнической и исторической идентичности в мире. Вот и всё, вот вам это как раз тот самый конец истории: мол, мы исключительны, поэтому все должны построиться под знаменами либеральной демократии и жить как мы вам скажем, – это философия. Конечно, нам такое мироустройство не нужно. Ну, вот сейчас они ещё начинают играть в игры, опять возвращение к двуполярному миру, но уже с Китаем. Уже заявляют, что с Китаем мы хотим конкурировать, но не хотим друг другу противодействовать, не хотим никаких военных обострений. Ну, Китайская Народная Республика, у нас будут в самое ближайшее время серии контактов на высоком политическом уровне для начала, мы продолжим обсуждение этих тем с учетом тех документов, которые были за последние годы подписаны, включая документ о новых отношениях в новую эпоху, подписанный год назад, когда Президент Путин был в Пекине с визитом на переговорах у Си Цзиньпина. Так что я не из тех, кто боится многополярности, потому что будет много игроков. Конечно, когда ты один всем руководишь, ты проснулся, решил, что тебе делать, приказал, и все построились. Когда ты должен с кем-то согласовывать, чем больше согласующих, тем сложнее договориться, так же как при поиске консенсуса в любой организации. Можно проголосовать, ну, на два человека больше, и давайте вперед.
Но то, что достигнуто консенсусом, гораздо более устойчиво и гораздо более долгосрочно, нежели навязанные решения, которые кого-то оставляют недовольным. Поэтому, если в многополярной системе определятся (а они объективно определяются) лидеры в каждом регионе, конечно, это Китай, конечно, это Индия, Бразилия, Египет, ЮАР, Мексика, Аргентина – по несколько крупных стран в каждом регионе, мне кажется, это будет устойчивая система, потому что эти страны уже начинают работать и в рамках БРИКС, и в рамках ШОС, и в других объединениях на строгом уважении консенсуса, ничего друг другу не навязывая. Ну а насчет друзей, с теми же союзниками, у нас никогда не было союзников на Западе, хотя мы были к этому готовы, когда закончилась холодная война, когда исчез Советский Союз, когда исчез Варшавский договор. Мы же предложили объединиться уже без линии разлома, без разъединительных линий и сделать из ОБСЕ подлинно коллективную евро-атлантическую структуру безопасности. Не получилось.
Тогда мы, как Президент Владимир Путин не раз напоминал, сказали: ну, хорошо, тогда давайте на тех же принципах использовать НАТО с нашим равноправным участием. Ну, и они, сначала Клинтон, как вот Владимир Владимирович рассказывал, кивнул головой. А потом ему помощники сказали: это нам не надо, мы будем НАТО (подтекст) использовать против России. Раз Советский Союз исчез, почему бы не исчезнуть и России? Вот буквально позавчера в Гудзоновском институте с участием американских экспертов, с участием какого-то профессора из Украины всерьез пару дней обсуждалась тема подготовки к действиям Запада после распада России. То есть как бы это не они, а она сама распадется, они должны быть готовы, чтобы подбирать всё, что осталось. И там аргумент приводился, что когда Советский Союз распался, как-то было неожиданно и мы там не всё успели, а то, что успели, там нас как-то потом стали отодвигать.
Так что это совсем не друзья и не союзники. И я еще раз хочу подчеркнуть, всё-таки этот лоск, который они, западные дипломаты, демонстрировали всем нам – дружелюбие, доверительность какая-то в разговорах, который сразу после исчезновения Советского Союза в выстраивании тех отношений проявлялся и какое-то еще время по инерции сохранялся, даже после Мюнхенской конференции 2007 года, когда еще какие-то, видимо, у них были надежды, что мы всё-таки будем играть по правилам, которые ими придуманы, он мгновенно слетел, прямо за ночь, после начала специальной военной операции. Они просто, я про элиту говорю, обнажили свою сущность, которую долго скрывали под этими личинами. Это не возвращение к советской терминологии, это просто убежденность, много фактов есть. И опять они хотят, кто добровольно, кто принудительно, всех собрать, и собрали уже, для ведения войны против нас, когда Столтенберг заявил – мы стали готовиться к войне с 2014 года. И сейчас идет вот та война. То есть признал, что они привели к власти русофобов, неонацистов, и они именно их готовили, и сейчас поддерживают в войне против России.
Выступление Алексея Чепы:
- Уважаемые коллеги, впервые мы заслушали доклад Министра иностранных дел в настолько сложной международной обстановке. Необъявленная война, начатая Западом против нашей страны в прошлом году, перешла в открытую фазу открытого конфликта на полях сражений.
Безусловно, мы отдаём себе отчёт в том, насколько сильное давление оказывается на российские дипломатические представительства, многие из которых оказались в весьма затруднительном положении в части кадрового обеспечения, ведь только за минувший год из стран Европы было выслано более 500 наших дипломатов, что больше, чем за последние два десятилетия. Однако это означает, что на продолживших работу дипломатов возлагается повышенная ответственность и нагрузка. Евросоюз запретил на своей территории вещание телеканала Russia Today и информационного агентства Sputnik. Во многих странах теперь наша позиция может доноситься только через посольства, что означает ещё большее увеличение нагрузки на дипломатов. В связи с этим особую важность приобретает вопрос обеспечения коммуникаций с русскоязычной диаспорой, которая является инструментом мягкой силы в отношениях с национальными правительствами. Внешнеполитическим ведомством должна быть чётко сформулирована концепция такой коммуникации, иначе мнение России по вопросам международной повестки в скором времени будет оставаться неуслышанным.
Российская дипломатия не должна отступать от принципиальной позиции по защите наших соотечественников за рубежом, преследуемых по политическим мотивам. В особенности это касается поддержки активистов, противостоящих сносу памятников великому подвигу советских солдат, освободивших Европу от нацизма. В дни, когда наша страна вновь борется с коричневой чумой, весьма показательным является тот факт, что в прошлом году значительно увеличилось количество государств, проголосовавших против российского проекта резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с героизацией нацизма, о чём говорил Сергей Викторович. Однако не только в этом голосовали против России многие страны. Так, за резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН "Агрессия против Украины", носившую явно русофобский характер, проголосовали представители 141 государства, в числе которых оказались и те, с кем наша страна многие десятилетия поддерживала прочные дружеские отношения. При этом среди воздержавшихся от выражения своей позиции государств преобладают страны Африки.
Считаю необходимым усилить политическую работу с дружественными нам странами для недопущения принятия антироссийских резолюций в будущем.
Следует обратить внимание на то, что за последние годы в целом ряде дружественных нам государств Соединённые Штаты значительно увеличили численный состав своего дипломатического корпуса. С нашей стороны оперативных симметричных мер предпринято не было. В течение последнего года вся дипломатическая машина коллективного Запада продвигает нарратив о наступившей международной изоляции России. И на сегодняшний день огромные усилия направлены на противодействие нашей работе на африканском направлении. В скором времени должен состояться второй политический саммит. Сейчас, как никогда, важно сосредоточиться на его подготовке. В связи с этим приветствуем активизацию работы МИД России на Африканском континенте, в Азии, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Считаю, что создание Клуба друзей России является решительным шагом в данном направлении. Хотелось бы поблагодарить лично Сергея Викторовича за проделанную в данном направлении работу.
Сегодня африканские политики по-прежнему комплементарно высказываются о роли нашей страны в становлении их государственности и благодарят за поддержку в избавлении от колониального гнета. Однако одновременно с этим они постоянно указывают, что сейчас бывшие метрополии активно инвестируются в местную экономику, российское же участие в данном процессе несопоставимо меньше. Считаю, что при оценке качества работы наших послов должен помимо прочего также учитываться уровень развития экономических связей с соответствующими государствами. Минувший год в международных отношениях был переломным, и всему российскому дипломатическому корпусу пришлось работать в сложнейших условиях, несмотря на это была проделана огромная успешная работа.
В завершение хотел бы поблагодарить Сергея Викторовича и весь руководящий состав Министерства иностранных дел за взаимодействие с Государственной Думой и пожелать им дальнейших успехов и побед.