Андрей Кузнецов и Михаил Делягин об учете дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина после вычета налогов и сборов
см. также ↓7 декабря Государственная Дума отклонила проект федерального закона № 30066-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (в части учета дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина после вычета налогов и сборов). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" выступили Андрей Кузнецов и Михаил Делягин.
Андрей Кузнецов:
- Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Данный законопроект фракция "СРЗП" подготовила в прошлом году. Ему уже почти год. И подготовила с одной единственной целью – это была наша реакция на изменение системы, о которой мы сегодня в начале заседания говорили. Система определения минимального размера оплаты труда.
Ещё раз подчеркну, с подачи думского большинства в нашем государстве отвязали минимальный размер оплаты труда от потребительской корзины и перешли к медианному расчёту. Медианный расчёт предполагает определение минимума, исходя из реальности. Вот есть такая заработная плата медианная, средняя по стране, от неё берётся определённый процент, и это становится минимальным размером оплаты труда. Мы настаивали на другой системе, но решение было принято. И для того, чтобы показать в том числе ущербность принятого решения мы разработали вот этот законопроект, на самом деле он начинался из обращений граждан, которые хотели бы с нами, с депутатами Государственной Думы, поговорить по понятиям, по такому понятию, как "малоимущие". Вот для определения сегодня малоимущих нужно высчитать минимальный размер оплаты труда по медианной системе и определить, что если человек получает больше, чем этот минимум, то ему не положено что-то, а если меньше, ему положена определенная поддержка.
Тот, кому положена поддержка, попадает в понятие "малоимущий". И люди задают вопрос: вот у меня есть эти средства, почему не учитывается то, что я с этих средств уже заплатил налоги, и у меня осталось гораздо меньше? Понимаете?
Когда у нас с вами была система, основанная на на минимальной потребительской корзине, мы могли этот вопрос игнорировать, потому что у нас минимум определялся, исходя из набора затрат, которые человек делает, и поэтому это было не важно.
Сейчас, после того как вы приняли медианную систему, это становится важно, потому что человек заплатил налоги, и у него в семье совершенно другая цифра получается, не та, которую вы пишете. То есть они на бумаге, эти доходы, есть, но после уплаты налогов этих денег в семье нет.
На самом деле, это узловой вопрос, один из узловых вопросов. Вообще, всё, что касается минимального размера оплаты труда, это и есть управление социально-экономической политикой, мы об этом уже говорили. И у нас почему-то это сегодня приходит в такой бессистемный порядок.
Вообще, академический подход, плановый, научный подход, он уходит куда-то в сторону. Мы всё время затыкаем с вами дыры. Вот как сегодня утром проголосовали: а давайте приостановим эту статью и просто определим, что минимум будет 16,2 тыс. с небольшим. Точно также мы поступаем в отношении накопительной пенсии, в отношении гарантий военным – приостанавливаются статьи.
Отчего это происходит? Да это происходит от того, что выкинули на помойку академический подход, плановый, правильный подход. Потому что никого не интересует, что человек заплатил налоги, и у него денег-то нет этих сегодня в кармане, и поэтому он малоимущий. Речь идет о миллионах наших сограждан.
Что предлагается? Сразу коротко скажу. Считать минимальный размер оплаты труда после уплаты налогов. То есть уплатили налоги и вот тогда считаем, сколько у человека остаётся. Мы понимаем, что есть понятие доходов, есть Налоговый кодекс и так далее, но мы предлагаем это сделать хотя бы в отношении малоимущих. Только в отношении них это считать. Не в отношении всех остальных, а только малоимущих, потому что речь идёт о деньгах, которые остались у человека в кошельке. Почему мы ему, как государство, должны оказывать помощь? Потому что мы опираемся на то, что у него есть.
У него нет налогов, которые он заплатил уже, этих денег у него нет. Вот в чём смысл этого закона. Поэтому мы предлагаем считать для малоимущих после уплаты налогов. Это действительно коснётся большого количества граждан, потому что речь идёт примерно о тысяче с небольшим рублей. Вот от того прожиточного минимума, который сейчас есть, вычитайте это. Вот мы считали, это больше вопрос к статистике нашей, но это миллионы наших сограждан сегодня. И они потребуют завтра после принятия этого законопроекта, потребуют государственной помощи.
Чего мы добиваемся? Вот мы на Комитете этот вопрос обсуждали. Да, есть претензии. На самом деле есть единственная претензия к этому законопроекту, что он принимался, разрабатывался год назад, и здесь надо исправить дату вступления в силу этого положения. Это можно сделать на втором чтении.
Так вот, чего мы добиваемся? Не только по понятиям поговорить, да, определиться всё-таки в понятиях, что такое малоимущие, а с помощью этого законопроекта открыть глаза, посмотреть на реальную ситуацию социальную в нашем обществе и скорректировать приоритеты того бюджета, который мы с вами утвердили. Наверное, это надо делать при последующем рассмотрении. Наверное, это уже не с 1 января 2023 года. Но, я ещё раз хочу сказать, это год назад и это было в пакете законопроектов, которые представляют собой стройную систему, которую мы предлагали вам рассмотреть.
Поэтому, уважаемые коллеги, вот сегодня 15 тыс. 279 руб., завтра это будет 16 тыс. 242 руб., мы с вами об этом утром говорили, ещё одна тысяча рублей с небольшим, а, может, и больше прибавится после того, как мы примем этот закон.
То есть, мы сделаем шаг в отношении наших граждан. Сроки, суммы, механизмы, всё это можно и нужно поправлять. Но важно определиться с целью. Если мы считаем малоимущих вот с этих цифр, то тогда давайте убирать налоги.
Если мы говорим, что цифра другая, тогда давайте другие цифры принимать, чтобы не заниматься очковтирательством и не говорить, что мы их поддерживаем на вот такую сумму, хотя мы поддерживаем на совершенно другую.
Поэтому предлагается поддержать и еще раз вернуться к системе определения минимального размера оплаты труда в нашей стране. Спасибо, коллеги.
Михаил Делягин:
- Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Этот законопроект является частью значительно более широкого вопроса о том, кто мы, вообще говоря, такие, что мы здесь делаем и чему мы здесь служим. У нас есть интересный документ, он мне очень нравится, я думаю, что большинство в зале его читали, называется Конституция Российской Федерации. Теоретически мы должны служить именно этому документу, тому, что там написано.
И в этом документе предусмотрено удивительное право человека. Когда людям говорят, что у них есть такое право, граждане Российской Федерации очень часто смеются в лицо. Это право на жизнь. Казалось бы, да, это базовое право, потому что, если этого права нет, то все остальные права просто не имеют смысла. Так вот, право человека на жизнь в экономическом, в бытовом плане означает право человека на реальный прожиточный минимум, что если у меня в кармане лежит паспорт гражданина Российской Федерации, то я хороший, плохой, злой, добрый, неважно какой, имею право на получение прожиточного минимума, который позволяет мне физиологически существовать и не сдохнуть, извините за мой французский.
Так вот, каждый месяц мы читаем данные Росстата, сейчас уже каждый квартал, их дают пореже, чтобы нас не обижать, в которых говорится, что столько-то процентов населения Российской Федерации официально имеет доходы ниже прожиточного минимума, сейчас 10,5%. То есть эти люди не живут, они медленно умирают, и это считается нормальным.
Понимаете, был в нашей истории такой удивительный гуманист, славный очень мягким отношением к своим врагам, звали его Сталин. И во время войны в советских лагерях фашистские военнопленные, люди, которые пришли убивать здесь всё, имели паёк в размере прожиточного минимума. Да, не всегда не везде удавалось его довезти и так далее и так далее, но они имели право на жизнь в сталинских лагерях.
Мы сегодня с вами, фиксируя, что граждане Российской Федерации могут иметь доход ниже прожиточного минимума, отрицаем право граждан Российской Федерации на жизнь.
Этот законопроект, о котором идет речь, касается маленького частного вопроса. Коллеги, а давайте мы будем считать не то, что начислено где-то в качестве дохода, а то, что люди реально получают на руки. Я думаю, мы все здесь слышали очень красивые и убедительные возражения, что вся система нынешнего российского государства отрицает конституционное право граждан на жизнь даже в такой малости. Я думаю, нам не стоит обижаться на то, что через некоторое время в нашей стране начнёт происходить. Спасибо.