12 декабря 2012 года Президент Владимир Путин выступил с Посланием Федеральному Собранию. Сегодня, спустя 10 лет, нельзя не отметить провидческий характер этой речи. Глава государства многое предвидел, включая те геополитические изменения, которые происходят на наших глазах. В цикле публикаций "10 лет развития", который планируется завершить 12 декабря 2022 года, хотел бы проанализировать тот путь, который прошли наша страна и мир, а также поделиться рассуждениями о том, как нам строить Россию сегодня. Каждый из постов будет посвящен цитате Президента в том Послании, предопределившем наше развитие на многие годы.
"Система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя". Такую фразу в Послании 2012 года произнес Президент Владимир Путин. За прошедшее время актуальность этого тезиса только увеличилась. Развитие новых современных форм образования и появление новых форматов обучения ставит перед учителем много новых задач, заставляет его каждодневно развиваться и совершенствоваться. Несомненно, личность учителя, его компетенции и профессионализм остаются краеугольным камнем успешного образовательного процесса.
Поэтому поддержка образования и науки – один из главных приоритетов нашей партии. Без думающей, мыслящей молодежи у страны нет будущего. Поэтому мы всегда настаивали на развитии качественной и общедоступной системы образования. Но проблем здесь еще очень много. Чиновники не услышали позицию Президента, поэтому каждый год мы обсуждаем одни и те проблемы: снижение качества образования, диктат менеджмента образования над творческим потенциалом учителя, зависимость от гаджетов, повышение агрессии.
В нашей партии изначально рассматривали эту сферу как фундаментальную основу безопасности государства и развития личности в современном обществе. Но, в отличие от многих чиновников, мы понимаем, что образование – это не сфера услуг. Это системообразующий институт государства. Инвестиции в образование – это инвестиции в человеческий капитал. Вроде бы все на словах это понимают. На деле же нет. Наше предложение увеличить расходы на образование до 7% ВВП тоже почему-то игнорируется.
Сегодня, когда Россия закрепилась в качестве центра сохранения традиционных ценностей и распространения естественной культуры, мы не можем позволить себе идти по западной модели образования. Принятие "Болонской системы" превращает наших детей в потребителей западной системы ценностей. Мы боремся с этим уже несколько лет. Но чиновники со своими бумажками и "партия власти" нас не слышат. Этот ЕГЭ, ставший воплощением ужаса для выпускников школ, следует отменить. Школу нужно отделить от ЕГЭ. Выпускник средней школы, который хочет дальше получить образование, вправе сдать ЕГЭ в специальных центрах вне школы.
Абсолютно убежден в том, что поддержка учителей должна быть приоритетом. Иначе создание сильного и одаренного учителя будет возможно только на бумаге. Без прочной материальной основы у педагога не будет ни желания, ни сил, ни мотивации развиваться. Необходимо повысить оплату труда и уровень социальных гарантий педагогических работников до уровня государственных служащих. Кроме того, убежден в необходимости повышения оплаты труда работников учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала образовательных организаций. Педагоги должны иметь право и на льготы, и на путевки, и на скидки. Но вместо этого авторитет учителя в нашей школе продолжает падать все ниже и ниже. Из "источника знаний" учителя превратили в "поставщика услуги". Эту тенденцию нужно срочно прекращать. И тогда мы сможем построить сильную современную систему образования, базирующуюся на грамотных и одаренных педагогах.
Российское образование должно соответствовать высоким мировым образцам, не теряя лучших национальных традиций. Без качественных изменений, которые должны затронуть и экономическую, и социальную составляющую, добиться этого невозможно.
Сергей Миронов