О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 21 июня 2023 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Сергей Кабышев: новые научно-технологические вызовы – новые управленческие решения

Автор: Сергей Кабышев, 03 ноября 2022

 см. также ↓

Сегодня перед нами стоит важнейшая задача осуществления научно-технологического прорыва. Много говорится об импортозамещении, независимости, опережении. И это абсолютно правильно: все потребности экономики и социальной сферы нужно обеспечить – оперативно, качественно и в максимально полном объеме.

Вместе с тем в стратегическом плане крайне важно осознать научно-технологическое развитие не как инструмент реагирования на геополитические условия, а прежде всего как первооснову внутренней политики.

Очевидная взаимосвязь научно-технологического развития с внешней политикой не должна приобретать самодовлеющий, абсолютизированный характер.

Ключевой смысл научно-технологического рывка в том, чтобы национальная система науки, техники, инноваций обеспечивала устойчивое единство, благополучие и прогресс нашего многонационального народа, давала качественные средства и технологии для реализации растущего человеческого потенциала.

Нужно понимать, что технологический суверенитет – не какая-то отдельная, обособленная область общественных отношений, не однопорядковая или синонимическая категория с терминами, а научно-технологическая самодостаточность, автаркия, паритет, лидерство. А это по существу характеристика научно-технологических факторов как базовых и сквозных для обеспечения суверенитета государства как такового, во всех сферах общественно-государственной жизни.

Научно-технологическое развитие должно быть органически встроено во все экономические и социальные процессы. В соответствии с этим пониманием должен выстраиваться (совершенствоваться) организационно-управленческий механизм государства, все элементы которого должны быть, с одной стороны, научно обоснованы и выверены, а с другой – интегрированы в общую систему обеспечения научно-технологического развития.

Важным шагом в этом направлении стало поручение Президента Российской Федерации Владимира Путина: к 15 декабря 2022 года "обеспечить определение в федеральных органах исполнительной власти заместителя руководителя, ответственного за научно-технологическое развитие" (Пр-1553, п.1 л).

Подчеркну, что эта мера призвана полнее, четче и персонифицировано конкретизировать институциональный порядок реализации конституционных задач Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации оно обязано обеспечивать проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области науки, а также государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала (пункты "в" и "в.1" части 1 статьи 114).

Приведенные нормы отражают основную суть общественного договора с наукой, состоящего в единстве, по крайней мере, следующих моментов:

а) принципиальное социальное целеполагание научной деятельности, которая должна быть направлена на получение в конечном итоге общественно значимых результатов;

б) взаимосвязь целенаправленной государственной поддержки научно-технологического развития с конечной социальной результативностью (что отнюдь не равнозначно бюджетному детерминизму);

в) обеспечение общественного престижа научной деятельности, высокого социального статуса ученого.

В настоящее время идет активная фаза правового оформления ответственных за научно-технологическое развитие в федеральных органах исполнительной власти.

Здесь важна не только юридическая точность, но и правильное общественное восприятие. Богатое ассоциативное мышление может давать разные образы этого института. Но его позиционирование в информационном пространстве должно быть корректным, адекватным, формировать верное представление в общественном мнении о государственной научно-технической политике.

Серьезный резонанс вызвал растиражированный на различных медийных площадках образ "научных омбудсменов". Ко мне поступают обращения с недоумением по поводу роли вновь создаваемого института.

Обескураживает предположение о том, что якобы создается система специальных уполномоченных по защите прав ученых от угроз и нарушений во взаимоотношениях с федеральными органами исполнительной власти.

Хочу подчеркнуть, что цель института ответственных по научно-технологическому развитию состоит в том, чтобы эффективно реализовать социальный смысл государственной научно-технической политики, обеспечив скоординированное сопряжение отраслевого государственного управления с научно-технологическим развитием.

Если прибегнуть к образам, то по сути это спецотряд научной мобилизации, призванный активизировать социальный потенциал науки по конкретно-отраслевым актуальным направлениям и научно-технологический функционал всей системы государственной администрации.

Речь идет о взаимоусиливающей (синергетической) мобилизации, построенной через постоянный профессиональный и широкий диалог науки и власти.

Усилия по адаптации организационно-управленческого механизма государства к задачам научно-технологического рывка должны получить дальнейшее последовательное развитие. И мелочей (в том числе информационного характера) здесь нет.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International