Сергей Кабышев: престиж педагогической профессии требует гарантированной стабильности условий труда
см. также ↓Председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Сергей Кабышев прокомментировал решение Конституционного Суда РФ, имеющее стратегическое значение для совершенствования системы высшего образования.
18 июля было опубликовано значимое для всего профессорско-преподавательского сообщества Постановление Конституционного Суда от 15 июля 2022 года № 32-П. Признаны противоречащими Конституции отдельные положения Трудового кодекса, на основе которых сложилась массовая порочная практика заключения с педагогическими работниками краткосрочных (вплоть до одного семестра) трудовых договоров.
Конституционный Суд посчитал, что такое правоприменение не просто ущемляет социально-трудовые права педагогов и препятствует формированию устойчивых авторитетных научно-образовательных коллективов, но и, по существу, умаляет профессиональное достоинство педагогов и подрывает престиж педагогической деятельности.
Сергей Кабышев отметил следующие значимые выводы Конституционного Суда:
1. Научно-педагогическая деятельность имеет особую общественную значимость, что предполагает особый статус педагогических работников в обществе. Поэтому законодатель должен способствовать осуществлению ими своих конституционных свобод, содействуя повышению престижа социально значимого педагогического труда.
2. Вузы пользуются автономией, в том числе кадровой, но эта автономия – не самоцель, а средство для эффективного решения профессиональных задач. Они же требуют квалифицированного и стабильного научно-педагогического коллектива, атрибутом которого выступает творческая атмосфера, складывающаяся в том числе за счет академических традиций, авторитетных научных школ. В связи с этим должны приниматься правовые меры, направленные на обеспечение гарантий стабильной занятости педагогов и исключение практики необоснованного заключения краткосрочных трудовых договоров.
3. Заключение с педагогическими работниками в вузе преимущественно краткосрочных трудовых договоров не может быть оправдано ни спецификой педагогической работы, ни особым правовым положением осуществляющих ее работников, избираемых по конкурсу.
4. На практике вид трудового договора (срочный либо на неопределенный срок), заключаемого с тем или иным педагогическим работником, и конкретный период действия срочного трудового договора фактически единолично определяет руководитель, что нивелирует значение демократической конкурсной процедуры.
5. Практика заключения преимущественно краткосрочных трудовых договоров вынуждает педагогов соглашаться на заведомо невыгодные условия, нарушает право на отдых, создает непреодолимые препятствия для формирования непрерывного стажа. Все это в целом не способствует повышению престижа педагогической работы, а значит и притоку в высшую школу молодых квалифицированных кадров.
Кроме того, депутат обратил внимание на те изменения, которые необходимо внести в законодательство:
1. Установить минимальный срок избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности.
2. Предусмотреть обязанность работодателя заключить с лицом, избранным по конкурсу, трудовой договор (продлить ранее заключенный трудовой договор при избрании по конкурсу на замещение той же должности), срок которого должен быть не менее срока избрания, определяемого в соответствии с локальными актами образовательной организации коллегиальным органом управления, который непосредственно проводит конкурс.
При этом, как отметил Сергей Кабышев, уже сейчас (вплоть до внесения соответствующих изменений) Постановление влечет следующие последствия:
- трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, по основному месту работы в вузе могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора, но не менее 3-х лет. Исключение возможно, когда трудовой договор в данном вузе заключается впервые или планируемая учебная нагрузка исключает возможность установления трудовых отношений с ним на срок не менее 3-х лет. В таких случаях допускается заключение трудового договора с педагогическим работником на срок менее трех лет, но не менее чем на 1 год;
- при избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться, а действие срочного трудового договора продлевается на определенный срок не менее 3-х лет или на неопределенный срок. Исключения возможны только, если предстоит сокращение объема планируемой учебной нагрузки конкретного педагогического работника, обусловленное объективными обстоятельствами (в таких случаях допускается продление трудового договора с педагогическим работником на срок менее 3-х лет, но не менее чем на 1 год).
"Принятое Конституционным Судом Российской Федерации решение, безусловно, имеет стратегическое значение для совершенствования системы высшего образования. В Постановлении выражен последовательно отстаиваемый мной подход, в соответствии с которым в центре понимания высшей школы находится педагог, являющийся важнейшим источником формирования академического мышления, гражданской и профессиональной этики, патриотизма. И именно от того, в какой мере реально обеспечен признаваемый за педагогом высокий социально-правовой статус, решающим образом зависит качество высшего профессионального образования", – заключил Сергей Кабышев.