21 июня Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 103215-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части создания учебно-производственных комплексов в структуре образовательных организаций среднего профессионального образования). Доклад представила депутат Государственной Думы Ольга Казакова, содоклад – Анатолий Вассерман:
- Уважаемые коллеги, лет 55 назад класс, где я учился, несколько месяцев подряд проводил по несколько часов в неделю на производственной практике в телетайпном зале одесского главпочтамта.
Первый заработанный там рубль (это примерно, как нынешняя тысяча) я потратил на подарок маме, а еще лет через шесть, когда стал осваивать экзотическую в те времена профессию программиста, мне изрядно помог полученный навык работы на клавиатуре. Сейчас учебно-производственные комплексы остались только при организациях среднего профессионального образования, ну, мол, тем, кто работает головой, умелые руки ни к чему.
Ну, а вот мой личный опыт показал, что умелые руки не помеха, а подспорье голове. Конечно, голова должна идти впереди рук, но всё равно не зря в школе, когда я учился, уроки труда – от шитья до электромонтажа и работы на станках – были для всех.
Понятно, что учебное производство далеко недешево даже в нынешних ограниченных пределах. Госбюджет у нас нынче профицитный, в основном благодаря попытке самоизоляции Европейского союза от Российской Федерации по настоянию Соединенных Государств Америки. Ну, вообще в состоянии системного кризиса управленческие решения приводят к результатам противоположенным тому, на что надеялись. Но нельзя же надеяться только на чужие ошибки, самим надо не плошать. Вот на уже упомянутом круглом столе, где обсуждалось нынешнее положение отечественных учебно-производственных комплексов, упоминали опыт Антона Семёновича Макаренко. Ему приходилось воспитывать беспризорных и даже малолетних преступников. Мягко говоря, это далеко не лучшие учащиеся, но он с ними справлялся так успешно, что его вытолкали из системы просвещения. На его фоне слишком многие другие педагоги выглядели весьма скромно. Ему пришлось перейти в систему внутренних дел. Но в обоих ведомствах возглавляемые им колонии быстро достигали не просто самоокупаемости, но и зарабатывания всего, что нужно для стремительного развития. И это было достигнуто не только благодаря воспитанным под руководством Макаренко дисциплине и навыку взаимодействия, но и благодаря освоению современнейших тогда сельскохозяйственных и промышленных технологий.
А производственное обучение вообще должно опираться именно на самые передовые технологии просто потому, что к моменту, когда учащиеся перейдут на дальнейшую работу, эти технологии станут уже обычными. Вот на эту сторону нашего педагогического опыта и опирается законопроект. Изделия, создаваемые учениками, должны не превращаться в экспонаты школьных музеев и тем более не попадать на свалку, а быть востребованы. Во-первых, чтобы сами ученики видели, что работают хорошо, во-вторых – для того, чтобы выручка от их продажи обеспечивала это самое непрерывное совершенствование самих учебно- производственных комплексов. Ну и понятно, что такой формат действительно упростит дальнейшее трудоустройство выпускников, поскольку их наниматели смогут познакомиться с реальными результатами уже состоявшейся деятельности. Вот за это всё Комитет по просвещению и поддерживает законопроект. И надеемся, что препятствий к его принятию нет.
Спасибо.