Лидер "Молодежи СР", председатель Комиссии по науке и образованию Молодёжного парламента при Госдуме Анастасия Павлюченкова выступила в рамках пленарного заседания МП и внесла на рассмотрение свои предложения:
- Я представляю Комиссию по науке и образованию Молодежного парламента при Государственной Думе и должна вам сказать о наших предложениях по антикризисным мерам в период санкционного давления в части закрепления мер поддержки для студентов, молодых ученых и образовательных организаций.
Как вы знаете, Молодежный парламент не имеет права законодательной инициативы. Максимум, что мы с вами можем – это внести в профильный комитет Госдумы наши предложения и надеяться, что их кто-то рассмотрит и примет во внимание, а не, как часто это бывает, положит в нижний ящик стола с надписью: "До востребования". Но надеюсь, что вы не хуже меня понимаете, что время, когда можно отмахиваться от инициатив и удерживать статус-кво, безвозвратно ушло.
Хочу предупредить, что слова "время безвозвратно ушло" я скажу еще не раз.
Если бы мы готовили эти предложения в январе, то именно в этом месте я бы начала рассказывать теоретическую часть о человеческом капитале, его важности в структуре современной экономики, ссылаться на работы ученых – от Минсера до Ромера – и убедительно, на примере научных исследований, доказывать, что вложения в человеческий капитал оказывают значительно большее влияние на экономические результаты, чем инвестиции в основной капитал.
Но время теоретических рассуждений безвозвратно ушло, поэтому скажу вам всего два слова: массовая уникальность. Если вы не знакомы с этим понятием, то расскажу о том, как воспроизводится человеческий капитал в США и Китае.
В США имеют возможность просеивать таланты со всего мира и оставлять себе самых лучших, а Китай, в свою очередь, просеивает полтора миллиарда человек своих сограждан, чтобы отобрать лишь небольшой процент для получения качественного образования. Как следствие – высокопроизводительный труд, инновационная экономика, технологическое лидерство.
Уверена, что не нужно объяснять, почему ни первая, ни вторая модель абсолютно не подходит России, а время, когда можно было довольствоваться малым, безвозвратно ушло. Мы должны увидеть уникальный талант в каждом нашем соотечественнике.
Это и есть массовая уникальность. Но она невозможна без радикального переосмысления системы образования, а переосмысление невозможно без решения базовых проблем. Доля расходов на образование в федеральном бюджете на 2022 год составляет порядка 5%. О какой массовой уникальности может идти речь, если мы экономим на образовании?
Кстати, в Альтернативном федеральном бюджете на 2022 год, предложенном Партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, расходы на образование составили 7%. Это тот минимум, который нам необходим для перехода от слов к делу. Вы ведь помните, что время пустых слов безвозвратно ушло.
Как вы думаете, возможна ли массовая уникальность на три с половиной тысячи рублей в месяц? А это размер средней стипендии по стране. Нам необходимо добиться поднятия стипендий до уровня прожиточного минимума – 13 793 рубля для взрослых.
В некоторых регионах даже губернаторские стипендии для самых талантливых не дотягивают до этого уровня. Мы как бы говорим: "Ты молодец, поэтому, чтобы прожить этот месяц, тебе не хватит всего полторы тысячи". Остальным не хватает 10.
Ненамного лучше обстоят дела со стипендией у аспирантов, при этом мы ждем появления новых, ярких ученых, прорывных открытий и инновационных технологий.
Глядя на цифры, становится понятно, что мы ждем чуда.
А вместо того, чтобы ждать чуда, нам необходимо создавать для него условия.
И это не только про стипендию. Это, в том числе, и про материально-техническую базу наших вузов и ссузов – общежития, лаборатории и учебные корпуса. Только в рамках 5% федерального бюджета сделать все это комфортным и передовым может, увы, только чудо.
Условия для создания массовой уникальности – это не только материально-техническая база. Это еще и работа с психологическим профилем каждого таланта, а в нашем случае теперь это означает – каждого человека.
Но подобного процесса в текущей системе образования попросту нет.
Необходимо выстраивать систему сквозных траекторий школа-вуз-профессия, где ключевую роль в запуске и сопровождении таланта имеет психолог. Но на месте профессиональных психологов должны быть не студенты-практиканты и не психологи-волонтеры, а квалифицированные специалисты в необходимом количестве, чтобы очередь на прием не составляла три-четыре недели.
Разглядеть уникальность каждого – серьезный вызов не только для всей системы образования, но и для всей нашей страны. Или мы и наши старшие коллеги вовремя отреагируем на этот вызов, проведя необходимые изменения в жизнь, или наше время безвозвратно уйдет.
Поэтому предлагаю внести названные предложения в профильный комитет Государственной Думы.