О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Депутаты партийной фракции об актуальных вопросах развития ТЭК

23 марта 2022

 см. также ↓

23 марта в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" на тему "Об актуальных вопросах развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации" с докладом выступил Заместитель Председателя Правительства Александр Новак. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали Олег Нилов, Валерий Гартунг и Дмитрий Гусев, выступил Игорь Ананских.

Олег Нилов:

- Уважаемый Александр Валентинович, если вы будете настаивать, как на мантре, на удержании цен на прежнем уровне плюс инфляция, то, я думаю, что коллеги, ну, во всяком случае, из нашей фракции, не будут поддерживать постановление по итогам "часа правительства". И, наоборот, будем предлагать и даже требовать поменять эту, как минимум, не амбициозную и вредоносную в сегодняшних условиях позицию. Потому что кормить страну при таких ценах на электроэнергию, на топливо точно не смогут наши колхозники, а рабочие не смогут заниматься импортозамещением. Поэтому вы как вице-премьер ещё раз как следует подумайте и сделайте всё-таки предложения как понизить цены, как минимум, для аграриев и для предприятий?

Александр Новак:

- Хотел бы ещё раз обратить на следующее внимание, что касается цен на электроэнергию, да, этот вопрос возник, наверное, с учётом того, что у нас в рамках обсуждениях в процессе встреч с фракциями возникал вопрос относительно цен на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей.

Я хотел бы отметить, что у нас цены устанавливаются региональными энергетическими комиссиями и цены регулируются на электроэнергию, как я уже говорил, для населения и для сетевых организаций. При этом распределение, скажем так, цен по потребителям идёт в соответствии с уровнем потребления, напряжения, от низкого напряжения до высокого напряжения. И, собственно, региональная политика определяет, какие категории поддержать. Что касается сельхозпроизводителей, то обычно потребление электроэнергии данной категории находится в группе, в которую входят в том числе и предприятия жилищно-коммунального хозяйства, предприятия малого и среднего бизнеса, прочие потребители. В настоящее время, я хотел бы особо отметить, для поддержки сельхозпроизводителей, у которых в себестоимости, это имеет довольно большое влияние, например, для тепличных хозяйств, где доля потребления электроэнергии    составляет   около 10%, Правительством предоставлена возможность снижения цен за счёт подключения к магистральным сетям электроэнергетики. И это даёт возможность иметь более, скажем, низкие цены, чем для таких же потребителей, которые подключены к сетям низкого или среднего напряжения.

Напомню, что общая средняя цена для прочих потребителей на сегодняшний день составляет 4,7 руб. за киловатт-час за электроэнергию. Если говорить о среднем или о низком напряжении, то средняя цена составляет на низком напряжении 6,5 руб., на среднем – 5,5 руб. Это те цены, которые для всех потребителей в регионах в среднем по стране установлены. От региона к региону, конечно, могут быть разные цены, поскольку устанавливают, как я уже сказал, региональные энергетические комиссии.

По ценам на газ я уже комментировал. Они у нас регулируются государством. И здесь также у нас нет возможности или даже, можно сказать, потенциала по их увеличению. Собственно, цены на нефтепродукты, я еще раз хотел бы отметить, с начала года у нас они стоят на месте, и на бензин выросли с начала года всего на 0,2%, в марте мы наблюдаем в целом неизменение цен, в течение всего марта. И, на мой взгляд, это та ситуация, которая сегодня достаточно положительно влияет, в том числе и на потребителей.

Валерий Гартунг:

- Уважаемый Александр Валентинович, я внимательно вас слушал. Действительно, ТЭК у нас впечатляющие результаты показывает, особенно по экспорту, судя по всему, оно так и есть. Нефть, газ, уголь – эти отрасли у нас сегодня просто купаются в деньгах. Но в то же время – это основной фактор роста внутренних цен и поэтому Правительство применяет демпфирующий механизм, по которому возвращают деньги нефтяникам, чтобы они не повышали цены, отрицательные акцизы. У нашей фракции есть другое предложение: отменить налоговый манёвр, поднять экспортные пошлины, снизить налоговое обложение внутри страны и тем самым понизить цены, не отдавая из бюджета денег нефтяникам. Вот как вы к этому относитесь, есть ли у вас расчёты? Если нет, когда вы их можете сделать? И когда мы содержательно, на цифрах смогли бы эту тему обсудить? Спасибо.

Александр Новак:

- Валерий Карлович, спасибо. Мне кажется, я довольно обстоятельно ответил уже на этот вопрос. Оксана Генриховна тоже задавала вопрос по поводу отмены налогового манёвра. Я ещё раз повторюсь, что вернуться-то, конечно, можно, как к старой истории, к экспортной пошлине, там путём снижения НДПИ, но мы просто начнём тогда опять субсидировать неэффективную нефтепереработку, начнём субсидировать наши поставки за рубеж во многом за счёт средств, в том числе бюджета. Я ещё раз хотел повторить, что касается влияния налогового манёвра на экономику и на ценообразование, то налоговый манёвр носит нейтральный характер. Потому что всё, что касается изменения экспортной пошлины и компенсаций увеличением НДПИ, для тех компаний, которые являлись, ну для того объёма, который не поставлял продукцию на экспорт, а обратный акциз обеспечен, то есть экономика здесь сведена к нулю. Но ещё раз повторю, поскольку у вас уже звучит неоднократно этот вопрос и вы считаете, что его нужно рассмотреть, я на встрече говорил и сегодня повторяю, что мы в течение года обязательно рассмотрим этот вопрос вместе с вами с тем, чтобы мы могли на цифрах друг друга убедить в том, надо ли это делать либо не надо. Спасибо.

Дмитрий Гусев:

- Уважаемый Александр Валентинович, уважаемые коллеги! У нас в России принята Энергетическая стратегия до 2035 года. Мы, готовясь к сегодняшней нашей встрече, в Комитете по контролю рассмотрели отчет Счётной палаты по реализации этой самой Энергетической стратегии. Вот что там написано, цитирую: параметры Энергетической стратегии свидетельствуют об экстенсивном росте экспорта углеводородного сырья и сохранении данной модели развития топливно-энергетического комплекса и не предусматривают создание мощностей по переработке углеводородного сырья на территории России и не учитывают внешний вызов – замедление роста мирового спроса на энергоресурсы и изменение его структуры. Вопрос: как вы планируете преодолевать этот разрыв между большой добычей углеводородов и недостаточной их переработкой? Спасибо большое.

Александр Новак:

- Дмитрий Геннадьевич, да, хотел бы, пользуясь возможностью, проинформировать вас о том, что у нас, наоборот, стоит задача, и она реализуется в последние годы, по увеличению доли переработки в нашей стране соответствующих нефти, газа и так далее.

Я приведу простой пример. У нас из 525 млн, как я уже сказал, добытых в прошлом году, было переработано 280 млн тонн в нашей стране. И программа реализуется уже на протяжении десяти лет поддержки и контроля за модернизацией наших нефтеперерабатывающих заводов, которые позволяют нам увеличить уровень переработки, глубокой переработки и выход светлых нефтепродуктов, это тот уровень, тот показатель, который считается основным. На сегодняшний день светлый нефтепродуктовый уровень повышен до 70%. К 2025-2026 году мы ставим перед собой задачу поднять этот показатель до 76%. Для этого у нас будет модернизировано или построено 50 новых установок по глубокой переработке и производству бензина, дизеля, других горюче-смазочных материалов. Заключено 21 соглашение         с нефтеперерабатывающими заводами. Создан механизм, который также принят вами, поддержан депутатами Государственной Думы, который позволяет стимулировать привлечение инвестиций в эту отрасль переработки. И общий объём инвестиций составит около двух трлн руб. в ближайшие пять лет, это огромные средства, которые направляются именно на переработку внутри страны, на повышение её эффективности. Это что касается нефтеперерабатывающих заводов.

Ну, и у нас отдельная программа реализуется, что касается нефтегазохимии, по увеличению объёмов переработки в продукцию с большей добавленной стоимостью, в частности, это сжиженный углеводородный газ перерабатываться будет дополнительно, этан и др. Мы планируем, что дополнительно шесть млн тонн этой продукции будет переработано на тех проектах новых, которые будут реализованы в нашей стране, это Амурский газохимический комбинат, это недавно реализованные проекты в Тюменской области, это проекты в Поволжье. У нас вообще три кластера нефтегазохими, и я здесь тоже хотел бы поблагодарить депутатов Государственной Думы, потому что     вами также поддержаны были механизмы, стимулирующие инвестиции в нефтегазохимию, потому что сейчас это стимулирование обеспечено изменениями в налоговое законодательство, которое позволяет также применять механизм обратного акциза для той продукции, которая идёт на переработку на внутреннем рынке для производства конечной продукции – это полиэтилены, полипропилены и другая химическая продукция. Спасибо.

Игорь Ананских:

- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), Александр Валентинович, уважаемые коллеги! Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ всегда отмечала профессионализм Александра Валентиновича Новака ещё в годы его работы Министром энергетики Российской Федерации. Умение находить решения в самых сложных ситуациях и развивать российский ТЭК, несмотря на различные тяжёлые внешние факторы, всегда было сильной стороной Александра Валентиновича, и прошлый год не стал исключением.

Несмотря на все коронавирусные ограничения, несмотря на спад производства различных отраслей и даже государств, наш российский ТЭК планомерно развивался, росли и нефтедобыча, и нефтепереработка, нефтехимия, росла добыча и экспорт электроэнергии. То есть все плановые показатели прошлого года были выполнены. Но я сейчас хочу сказать больше не об итогах прошлого года, а именно, безусловно, о планах на наш 2022 год в связи с потоком тех санкций и ограничений, которые обложили нашу страну и нашу экономику.

Есть ряд глобальных задач, решение которых именно здесь и сейчас позволит дальше развивать нашу экономику в условиях этих санкций и ограничений, на некоторых я хочу остановиться отдельно. Самая главная задача – это, безусловно, продолжение политики импортозамещения. С     2014 года, когда началась программа импортозамещения, удалось снизить в два раза зависимость нашего российского ТЭКа от западного оборудования. Но, к сожалению, в некоторых областях, особенно нефтяных, нефтедобычи, нефтепереработки, в нефтехимии зависимость от западных оборудования и технологий остаётся ещё очень-очень высокая. И это, действительно, большая проблема. И нужно искать, придумывать новые пути решения, ещё больше упростить выделение льготных кредитов или различных грантов для компаний, которые готовы в этом направлении работать, и гарантировать им последующие заказы для этих предприятий, которые смогут наладить импортозамещение на своих предприятиях. Также одним из путей, я считаю, эффективным для решения этой задачи, является так называемый китайский. Тем более, что Правительство недавно разрешило, не оглядываясь на правообладателей, копировать и производить у нас необходимое оборудование. Также из задач, которые сейчас ждут десятки миллионов наших граждан, я бы выделил гарантию снижения розничных цен и последующее их неповышение до конца 2022 года.

Об этом вы уже говорили в своём докладе, но я ещё раз хочу добавить, что цены, действительно, в последний месяц не растут на АЗС. Но нам всем нужно, мы должны быть все уверены, и мы, и граждане, автовладельцы, и собственники предприятий в том, что цены и не вырастут до конца как минимум 2022 года. Ведь если поползёт вверх цена на АЗС, пострадают все, начиная от сельхозпроизводителей и кончая различными предприятиями. И подорожает логистика, как следствие, полетят, даже не поползут, а полетят цены на полках всех торговых точек.

Одним из важнейших факторов для рынка нефтепродуктов может стать переход к уплате налога на добычу полезных ископаемых по фактическим ценам реализации, а не по мировым ценам. Мы все сейчас знаем, что наша нефть продаётся зарубежным партнёрам с достаточно большой скидкой при высокой цене на мировых биржах. Однако НДПИ рассчитывается из мировых котировок, и в результате компании платят больше налог, чем должны. Также им сейчас поможет продление сроков со стороны государства на модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов. И как раз эти все освободившиеся средства могут компании наши нефтяные потратить на стабилизацию цен на наших АЗС. Безусловно, важно для наших граждан во многих регионах страны завершение в срок, как неоднократно говорил Президент, программы догазификации регионов. Вы вот тоже сказали в своём выступлении, но я хочу обратить внимание, что программа должна быть обязательно выполнена, несмотря на её амбициозность. Напомню, что до конца 2022 года необходимо выполнить догазификацию всех населённых пунктов, в которых уже подведён газ. Все мы знаем, что в кризисных условиях и в условиях различных санкций и ограничений в первую очередь страдают предприятия малого и среднего бизнеса, так как они не обладают ни лоббистским ресурсом, ни возможностью оперативного кредитования.

Правительство сейчас предлагает некоторые льготы для таких предприятий, но они всё равно остаются не в равных условиях по сравнению с крупным бизнесом. И всё по причине перекрёстного субсидирования, при котором компании малого и среднего бизнеса вынуждены платить за каждый киловатт электроэнерги и в два, три, а иногда даже в пять раз больше, чем киловатт электроэнергии, потребляемой крупным бизнесом. Я помню, кстати, что, ещё будучи министром энергетики, вы пытались решить проблему перекрёстного субсидирования, но тогда вы не успели. Так давайте сейчас, когда вы уже вице-премьер и обладаете гораздо большим управленческим и административным ресурсом, решим эту проблему, которая уже давным-давно назрела в отрасли, и как раз в пользу равных возможностей для бизнеса, как для малого, среднего и крупного бизнеса, а не только, как сейчас, в угоду отдельных олигархов. Что я хотел сказать, вы уже упомянули в своём докладе, поэтому в завершение я хочу сказать ещё раз, что Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ положительно оценивает работу Александра Валентиновича Новака на посту вице-премьера Российской Федерации.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International