22 марта Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 1180448-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации" (о дополнительном законодательном урегулировании вопросов обеспечения сохранности объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами. С докладом выступила первый заместитель председателя Комитета по культуре, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Елена Драпеко. Вопрос задала Галина Хованская.
Елена Драпеко:
- Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя Государственной Думы – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!
Предлагаем вашему вниманию проект закона, который касается совершенствования системы охраны объектов культурного наследия, которые являются многоквартирными жилыми домами-памятниками.
Федеральный закон "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" содержит уже специальные нормы, предусматривающие особенности государственной охраны таких объектов, однако данных норм, на наш взгляд, недостаточно для обеспечения надлежащего совершенствования законодательства.
Мы предлагаем большинство таких домов, которые находятся в неудовлетворительном, аварийном состоянии, рассмотреть. Их необходимо ремонтировать и делать это нужно с учётом историко-культурной ценности таких зданий, наличие которой и отличает их от всех остальных обычных многоквартирных домов.
Работа по сохранению памятников истории и культуры проводится в порядке, предусмотренном федеральным законом номер 73 "Об объектах культурного наследия".
В отношении многоквартирных домов, в том числе отнесённых к объектам культурного наследия, действуют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают проведение капитального ремонта таких домов, но не учитывают особенности проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, которые предусмотрены Федеральным законом "Об объектах культурного наследия".
Поэтому проектом нашего федерального закона мы предлагаем соотнести положения Жилищного кодекса и Федерального закона "Об объектах культурного наследия" и дополнить указанные законодательные акты положением о выполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов-памятников путем проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. Мы благодарны Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Марату Шакирзяновичу Хуснуллину, который обозначил на "правительственном часе" в Государственной Думе проблемы проведения капитального ремонта многоквартирных домов-памятников. Они связаны с предметом охраны таких объектов, с государственной историко-культурной экспертизой, с проектной документацией при проведении работ, с применением реставрационных расценок при проведении капитального ремонта имущества таких памятников истории и культуры.
А как авторы законопроекта мы готовы работать над этим проектом ко второму чтению с учетом вопросов, поднятых в выступлении нашего вице-премьера, а также с учетом замечаний Правительства Российской Федерации и Счётной палаты, предложений, поступивших от субъектов Российской Федерации с участием Минстроя, Минкультуры и всех заинтересованных сторон.
Хотелось бы отметить еще один аспект, требующий соотнесения положений Жилищного кодекса с положениями Федерального закона "Об объектах культурного наследия". 73-й федеральный закон запрещает снос объектов культурного наследия, что в полной мере распространяется и на многоквартирные дома-памятники, в том числе в случае их аварийного состояния. Однако Жилищный кодекс предусматривает в отношении аварийного жилья либо снос, либо реконструкцию.
Поэтому мы проектом федерального закона предлагаем дополнить Жилищный кодекс положением о запрете сноса многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия и необходимости проведения работ по их сохранению.
Проведение капитального ремонта многоквартирных домов обходится дороже ремонта обычных домов и в связи с этим только средств, предназначенных для капитального ремонта, которые сдают наши граждане, конечно, недостаточно.
Учитывая, что многоквартирные дома находятся на государственной охране, законопроект предусматривает право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления софинансировать работы по сохранению таких объектов культурного наследия.
Необходимо отметить, что тема сохранения многоквартирных домов очень острая, давно назревшая. Подготовка нашего законопроекта была начата ещё в 2017 году, для чего в Комитете по культуре была создана рабочая группа по выработке предложений в части совершенствования законодательного регулирования вопросов государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия, которые являются многоквартирными домами. Эта группа была создана совместно с комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству, который существовал ещё в прошлом составе Государственной Думы. В состав рабочей группы вошли представители Минкультуры, Минстроя, Минфина, Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов, региональных органов охраны объектов культурного наследия.
Сегодня мы рассматриваем концепцию законопроекта. Впереди большая работа по его доработке ко второму чтению с участием всех заинтересованных сторон. Прошу поддержать концепцию законопроекта и проголосовать за его принятие в первом чтении. Спасибо.
Галина Хованская:
- Комиссия у нас занимается теперь не коммунальным хозяйством, а обеспечением жилищных прав граждан. Это первое.
Коммунальное хозяйство остаётся в ведении Комитета по строительству, инфраструктуры коммунальные и прочие всякие, развитие территорий, проблем у них хватает. А то, что касается спецсчёта, я хочу напомнить о том, что если прочитать внимательно Жилищный кодекс, то вот это софинансирование в таком же объёме должно поступать на спецсчёт, и никаких проблем здесь нет. Более того, это гораздо более эффективная схема управления процессом капитального ремонта, потому как люди вправе контролировать.
Люди бережно, как правило, относятся к своему дому, и очень болезненно воспринимают недостатки работ подрядчиков по капитальному ремонту. При спецсчёте они могут осуществлять этот контроль, если это будет общий котёл, такой контроль, он исключён.
Спасибо.
Елена Драпеко:
- Спасибо.
И сегодня, и в будущем органы охраны культурного наследия, региональные органы охраны, которые отвечают за этот дом, они будут принимать решение.
Я хочу сказать, что вы совершенно правы, мы тоже согласны, что по реставрационным расценкам надо проводить ремонт того, что является предметом охраны, а всё остальное можно и по обычным расценкам. Другое дело, что на такой дом обязательно делается специальный проект реставрации, и дальше происходит ещё и надзор за тем, как происходит вот такого рода реставрация. Вот это мы как бы послабление делать не собираемся.