17 декабря на пленарном заседании Государственной Думы с заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступила депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ", первый заместитель председателя Комитета ГД по просвещению Яна Лантратова:
- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Сегодня мы очень много говорим о нарушениях прав наших граждан за рубежом, о необходимости продвижения интересов нашей страны на международной арене. Но порой мы не понимаем, что мы сами создаем и сами ответственны за тот образ нашей страны, который создается в глазах международной общественности.
Вопрос. Как иностранцы узнают о культуре и традициях нашей страны? Как вообще продвигается русский язык и русская культура? С помощью книг и брошюр, участия в международных выставках, с помощью фильмов, с помощью выступлений нас с вами, политиков, а также с помощью учебников по русскому языку. И если иностранцы-студенты, которые приезжают к нам в Россию, хотят у нас учиться, то они должны свободно владеть русским языком. А если это люди, которые хотят у нас работать, в нашей стране, то, помимо знания нашего языка, они должны доказать владение основами истории и основами российского законодательства.
Президент России в декабре 2021 года говорил, что те люди, которые хотят работать в нашей стране, должны уже у себя на родине начинать готовиться к этой поездке и к работе у нас в стране.
И неважно, останутся студенты, кадры и мигранты у нас или уедут потом, или же просто будут изучать культуру нашей страны у себя на родине, а потом когда-нибудь приедут сюда как туристы. Но, самое главное, Россия должна быть культурным центром и центром притяжения. И от того, по каким учебникам студенты изучают наш язык и знакомятся с нашей культурой, напрямую зависит, какое у них сложится представление о России и о нормах поведения в российском обществе. Потому что русский язык – это культурный код, который мы транслируем. И вопрос изучения русского языка как иностранного напрямую соотносится с национальной безопасностью нашей страны.
А теперь, коллеги, давайте, пожалуйста, посмотрим, по каким учебникам изучается русский язык как иностранный.
Я с моей командой "Союза добровольцев России" провела мониторинг учебников русского языка. Так, в топ-10 учебников по версии, как ни странно, самих преподавателей-русистов, входит замечательный учебник под названием "Поехали" Станислава Чернышева. Предлагаю вашему вниманию, коллеги, выдержки из него.
Знакомство с учебником начинается с презентации и представления участникам действующего Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, который, рассказывая читателям о себе, говорит, что у него очень простая работа, он просто говорит людям "да" и "нет".
Представители других профессий получили от авторов весьма странные характеристики. Так, например, сотрудники правоохранительных органов жалуются, что у них всегда не хватает денег и жена жалуется на их зарплату. Преподаватель вуза на страницах учебника сообщает о том, что он хочет поменять свою работу, потому что, цитирую: глупые студенты не слушают его лекции, и только когда он принимает наркотики, студенты говорят, что его лекции очень интересные.
По версии авторов учебника, тяжело живется в России бандитам. Три пистолета. Отдыхать приходится в Сибири. Депутаты парламента в учебнике говорят о том, что они хотят стать футболистами, потому что депутатов все знают и никто не любит, а футболистов все знают и любят. Музыканты сообщают, что их творчеству помогают алкоголь и наркотики, потому что их принцип по жизни – лучше жить меньше, но интереснее.
В итоге, в учебнике мы узнаем, что бандиты хотят стать парламентариями, психоаналитики – террористами, потому что они много слышали людей и уже устали от них. При этом все постоянно пьют водку и закусывают паюсной икрой, а если нет, то пиво с пирогами.
Практически через страницу мы видим диалоги, где есть фотографии детей, где они говорят друг другу: "Учебник здесь? Здесь. Тетрадки здесь? Здесь. А водка? К, сожалению, нет".
Россия описывается авторами учебника в таком ассоциативном ряду, как Достоевский, Пастернак, водка, Брежнев, пиццерия.
"Эй, молодка,
Давай водка,
Качай пиво,
Резай селедка".
Коллеги, если вы когда-то услышите такое четверостишие, автора учебника я вам уже представила. Станислав Чернышев – преподаватель русского языка как иностранного в университете Карла и Франца в австрийском Граце, ездит с семинарами по Европе.
При этом, его серия учебников юмористически-издевательского толка, по данным на 2018 год, использовалась на курсах подготовки преподавателей русского языка как иностранного в МГУ. Рекомендован как базовый учебник по дисциплине "русский как иностранный" Высшей школой экономики.
И хотя совершенно очевидно, что отличительной чертой этого учебника является формирование негативного стереотипного представления о России, в которой жители предстают хроническими алкоголиками, чиновники – взяточниками, учителя – наркоманами, и создается интересный образ страны – пьянство, бандитизм и депрессия.
И, читая у себя на родине эту книгу, которая очень популярна в магазинах, коллеги, с каким настроением к нам будут приезжать иностранцы? Что они будут думать и говорить о нашей стране? Ведь они уже всё о России знают. Им авторы учебника презентовали нашу страну, как могли.
И мне тоже, коллеги, сначала показалось, что это какая-то шутка, что такого не может быть, а потом я задумалась: кто же это допустил, неужели какие-то чиновники перепутали свое место работы? Но тут, пообщавшись с Институтом Пушкина и с экспертами-русистами, я узнала, что русский язык как иностранный относится к сфере дополнительного образования.
Поэтому аккредитация и сертификация программы учебников не требуется. Лицензирование спущено на уровень региона. То есть толком не проверяется ни кто их пишет, ни что в них содержится, и, главное, какие реально цели преследуют авторы данного учебника. Отсутствует внимание федерального центра к этой проблеме.
А, между тем, это те самые вопросы национальных интересов нашей страны, которые мы должны с вами защищать и продвигать. И это та самая российская мягкая сила, только мы ею пользуемся себе во вред. И мне стыдно, что такое допущено в нашей стране. И мы должны это исправить.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Прошу обратить внимание Государственной Думы на вопрос русского языка как иностранного и, в частности, на качество и содержание этих учебников.
И я подготовила протокольное поручение, которое в конце будет роздано, Комитету Государственной Думы по просвещению, потому что защита образовательного пространства – это как раз профильно: то, чем наш комитет занимается. И Комитету Государственной Думы по образованию и науке совместно организовать обсуждение этой проблемы на базе Государственной Думы и выработать по данному вопросу законодательные предложения по изменению законодательства, чтобы учебники хотя бы русского языка проходили обязательное тестирование, сертификацию и регламентацию. Потому что, уважаемые коллеги, это образ нашей страны. Спасибо за внимание.