О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Александр Ремезков об исполнении федерального бюджета за 2020 год

19 октября 2021

 см. также ↓

19 октября Государственная Дума приняла проект федерального закона № 1219627-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2020 год". Проект представил официальный представитель Правительства Российской Федерации, Министр финансов РФ Антон Силуанов. С докладом выступил Председатель Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин. Содоклад – председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" с критикой проекта выступил депутат Александр Ремезков:

– Рассматриваемый законопроект – это не простой бухгалтерский отчет, это результат работы Правительства, индикатор качества бюджетного планирования, уровня профессионализма команды в части его исполнения.

И если по бухгалтерии, как говорится, все в порядке, то по эффективности инструментов и методов бюджетной политики накопилось много вопросов.

Эти вопросы справедливороссы задавали задолго до того, как в 2020 году грянул гром: в условиях пандемии и рекордного падения цен на нефть ВВП сократился на 3,1%, доходы бюджета – на 1,7 трлн рублей, а бюджетный дефицит превысил 4,1 трлн рублей.

Еще в 2019-м, относительно благополучном году "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагала заменить моделью экономического роста используемую Правительством России модель экономической стабилизации. Мы настаивали на том, что накопленные в результате применения бюджетного правила финансовые резервы нужно не только складывать в кубышку ФНБ, но и грамотно вкладывать в экономическое и социальное развитие России. К сожалению, наши предложения Правительство не поддержало.

Да, кризис заставил Минфин на время отступить от бюджетного правила, а Правительство в марте 2020 года в экстремально короткие сроки перестроило бюджетную политику. Реализованные в прошлом году широкомасштабные меры Антикризисной программы, бесспорно, вызывают поддержку и одобрение.

Однако при этом так и не был решен целый ряд накопленных за многие годы проблем, на которые постоянно обращает внимание наша фракция. Неизменными остались низкое качество бюджетного планирования и исполнения бюджета, слабая управленческая дисциплина главных распорядителей средств, а также нездоровая тенденция осваивать львиную долю средств в конце года.

Например, в прошлом году 35% расходов было произведено в четвертом квартале. Все это привело к тому, что в 2020-м расходы бюджета исполнены на 95,7%, остаток неиспользованных средств на конец 2020 года составил 1 трлн рублей, а дебиторская задолженность достигла 21% кассовых расходов.

Счетной палатой по результатам проверок в 2020 году было выявлено нарушений на 338,6 млрд рублей.

Первоначально утвержденный объем Резервного фонда Правительства был увеличен более чем в 300 раз – до 4,5 трлн рублей, что говорит о беспрецедентном перераспределении средств бюджета. При этом остаток неиспользованных средств превысил 410,6 млрд рублей.

Отдельными ведомствами были недоиспользовано 111,3 млрд рублей по направлениям, на которые по их запросам были предоставлены дополнительные средства из Резервного фонда. В результате в конце года были возвращены в бюджет 24,3 млрд рублей субсидий на ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, 13,8 млрд рублей субсидий на стимулирование внутреннего туризма, 33 млрд рублей на развитие льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей.

По ФАИПам и госпрограммам тоже довольно низкий уровень исполнения расходов бюджета в 2020 году – соответственно 89,9% и 95,6%. Причины все те же, что и в прошлые годы – низкое качество управления и отсутствие персональной ответственности распорядителей средств. Так, реализацию отдельных госпрограмм осуществляют более 30 участников. И у этих тридцати нянек снова дитя без глазу – по 42 госпрограммам в 2020 году не освоено 668 млрд рублей, в том числе по программам, которые направлены на решение самых насущных проблем россиян: 43,6 млрд рублей – "Развитие здравоохранения", 31,4 млрд рублей – "Развитие образования", 18,5 млрд рублей – "Социальная поддержка граждан", 15,9 млрд рублей – "Обеспечение доступным и комфортным жильем". В 2020-м введено в эксплуатацию лишь 156 из 237 объектов инфраструктуры и социальной сферы, которые строятся в рамках ФАИПов. Правительство так и не смогло навести здесь порядок, и уже выделенные в бюджете миллиарды рублей не вложены в экономику и социальную сферу.

Объем ФНБ к концу 2020-го достиг 13,5 трлн рублей, но лишь 289,8 млрд рублей из этих средств были направлены на финансирование дефицита федерального бюджета. Вместо того, чтобы использовать уже накопленные средства, Правительство предпочло в 2,5 раза по сравнению с 2019-м нарастить объем государственных внутренних заимствований. Было привлечено 4,4 трлн рублей и объем заимствований стал рекордным за последние 15 лет. А расходы бюджета на обслуживание госдолга в 2020 году увеличились до 784 млрд рублей. На уплату процентов пошли огромные средства, которые могли бы стимулировать создание новых предприятий и новых рабочих мест, обеспечить рост социальной поддержки граждан.

"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" не поддерживает такие решения и голосует против правительственного законопроекта об исполнении федерального бюджета за 2020 год. Мы продолжим добиваться от Правительства системной работы по решению застаревших проблем с исполнением бюджета. Мы считаем, что устранение всех тех недостатков, на которые неоднократно обращала внимание наша фракция, позволит мобилизовать государственные ресурсы в посткризисный период, обеспечить дополнительные возможности финансирования расходов в социальной сфере и экономике России.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International