Запрос
ПРОЕКТ
В Конституционный Суд
Российской Федерации
190000, Санкт-Петербург,
Сенатская площадь, дом 1
ЗАПРОС
О проверке соответствия Конституции Российской Федерации положений Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ "О животном мире" в той части, в которой они предусматривают, допускают и регулируют осуществление охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания
Заявители: депутаты согласно приложенному подписному листу, составляющие в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации не менее одной пятой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Адрес заявителей: 103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, дом 1.
Представителем заявителей по должности является депутат Государственной Думы Шеин Олег Васильевич.
Право заключения соглашения или выдачи доверенности представителю и право замены представителя предоставляется депутату Государственной Думы Миронову Сергею Михайловичу.
Депутату Государственной Думы Миронову Сергею Михайловичу предоставляется также полномочие вести переписку с Конституционным Судом Российской Федерации и вносить при необходимости изменения в текст настоящего запроса.
Наименование и адрес государственного органа, издавшего законы, конституционность которых обжалуется:
Адрес: 103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, д.1.
Адрес: 103426, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 26
Адрес: г. Москва, Кремль.
I. Наименование обжалуемого закона:
Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Источник опубликования:
Собрание законодательства Российской Федерации N 30, ст. 3735, 27.07. 2009;
Федеральный закон от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ "О животном мире"
Источник опубликования:
Собрании законодательства Российской Федерации N 17, ст.1462, 24.06.1995.
II. Нормы Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации и основание обращения.
В соответствии со статьей 125 (часть 2, пункт "а") Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации по запросам одной пятой депутатов Государственной Думы разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов.
Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти либо отдельных его положений допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности.
В соответствии со статьей 36 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт.
III. Конкретные основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации.
Основанием для настоящего обращения в Конституционный Суд Российской Федерации послужила неопределённость в том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации, её статьям 36 (часть 2), 58, 114 (пункт е.5 части 1) положения части 3 статьи 4, пункта 6 части 1 статьи 12, статьи 14.1, статьи 18, части 3 статьи 22, части 13 статьи 24, пунктов 21.1, 22 части статьи 32, пункта 7 части 1 статьи 33, статьи 49, части 3 статьи 53, части 3 статьи 55.1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и части 2 статьи 3, пункта 10 части 1 статьи 5, пункта 7 части 1 статьи 6, статьи 26 Федерального закона от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ "О животном мире" в той части, в которой они предусматривают, допускают и регулируют осуществление охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
IV. Позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылками на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" "охота деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой".
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" может осуществляться охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" любительская и спортивная охота в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях физическими лицами, указанными в частях 1 и 2 статьи 20 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства).
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания осуществляется в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания создаются питомники диких животных, вольеры, иные необходимые объекты охотничьей инфраструктуры, в том числе ограждения.
Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона "О животном мире" особенности содержания и разведения объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, устанавливаются законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Согласно части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды":
"окружающая среда совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
природная среда (далее также природа) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
компоненты природной среды земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле".
Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
4 июля 2020 года вступил в силу пункт е.5 части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации. Указанной нормой были дополнены полномочия Правительства Российской Федерации по осуществлению меры, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным.
Согласно статье 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Очевидно, что закрепление в Федеральном законе "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральном законе "О животном мире" положений, предусматривающих и допускающих осуществление охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, нарушает заложенные в Конституции Российской Федерации положения, направленные на защиту окружающей среды и ответственное отношение к животным. Также осуществление такой охоты, по мнению группы депутатов, является формой пользования и распоряжения природными ресурсами, наносящими ущерб части окружающей среды – животному миру.
Кроме того, наличие указанных норм нарушает обязанность, закрепленную статьей 58 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, а также бережно относиться к природным богатствам.
По мнению группы депутатов осуществление охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания не соответствует указанным положениям Конституции Российской Федерации в том числе ввиду того, что такая охота осуществляется в условиях, когда охотничьи ресурсы объекты животного мира, используемые в целях охоты, находятся в ограниченных условиях, на ограниченной территории, что противоречит как законодательному определению, так и природе охоты, представляющей собой деятельность, связанную в том числе с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов. Также, очевидно, что мотивом осуществления такой охоты является не добыча пищи для удовлетворения голода, а удовлетворение иных нужд граждан, осуществляющих такую охоту, что так же противоречит положению Конституции Российской Федерации о необходимости бережного отношения к природным богатствам.
V. Требования, обращенные к Конституционному Суду Российской Федерации
На основании изложенного, группа депутатов Государственной Думы ПРОСИТ Конституционный Суд Российской Федерации:
признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, её статьям 36 (часть 2), 58, 114 (пункт е.5 части 1) часть 3 статьи 4, пункт 6 части 1 статьи 12, статью 14.1, статью 18, часть 3 статьи 22, часть 13 статьи 24, пункты 21.1, 22 части статьи 32, пункт 7 части 1 статьи 33, статью 49, часть 3 статьи 53, часть 3 статьи 55.1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и часть 2 статьи 3, пункт 10 части 1 статьи 5, пункт 7 части 1 статьи 6, статью 26 Федерального закона от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ "О животном мире" в той части, в которой они предусматривают, допускают и регулируют осуществление охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
Приложения:
Представитель заявителей
О.В. Шеин