Экономический блок Правительства должен наконец признать, что пенсионная реформа забуксовала и что все попытки латать пенсионную систему только ухудшают ситуацию и ухудшают положение нынешних и будущих пенсионеров, заявил Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции "СР" в Госдуме Сергей Миронов.
"В РАНХиГС внезапно обнаружили что, несмотря на повышение пенсионного возраста, соотношение пенсий и зарплат начнет снижаться с 2030 года, и за следующие 20 лет упадет с 34% до 27%. Там же предложили способ поднять это соотношение до 40%. Оказывается, надо лишь вывести в легальное поле всю "серую" занятость (интересно, как?), ужесточить требования для досрочного выхода на пенсию (чтобы пенсионеров было меньше) и поднять пенсионные взносы (по сути, пенсионный "налог") с 22% до 25%. Авторы идеи уверены, что в отличие от отказа индексировать пенсии работающим пенсионерам предложенные меры политических рисков не несут", подчеркнул он.
Председатель СР отметил, что косметические правки не спасут пенсионную систему от банкротства, так как она нуждается в масштабной ревизии. "Надо признать, что идея пенсионного страхования с помощью специальных фондов, не смотря на положительный европейский опыт, в России не сработала. Средняя страховая пенсия в России едва превышает прожиточный минимум, на который, на самом деле, невозможно прожить. С накопительными пенсиями всё ещё хуже: в 2022 году их средний размер не превысит 1300 рублей. Даже повышение пенсионного возраста на пять лет не спасло ситуацию. Пришло время признать: действующая пенсионная система не обеспечит достойных пенсий, она банкрот. И то, что из бюджета уже идет на покрытие дефицита фонда около 3 триллионов – яркое тому подтверждение", констатировал политик.
Сергей Миронов напомнил, что в России установлен лимит налогооблагаемой базы предельная сумма годовых доходов, с которой надо уплачивать пенсионный взнос размером 22%. Этот лимит равен 1 млн 292 тыс. рублей. Доходы выше этой суммы облагаются взносом в пенсионный фонд размером всего 10%. "Приведу пример. Если доход за год составил 2 млн 292 тыс. рублей, то есть на 1 млн рублей больше налогооблагаемой базы, то с 1 млн 292 тыс. рублей человек заплатит в ПФР 22% или чуть более 282 тыс. рублей, а с оставшегося 1 млн только 100 тыс. рублей вместо 220 тыс., то есть 10% вместо 22%. Таким образом, люди, которые получают миллионы рублей ежегодно, "недоплачивают" в ПФР 120 тыс. рублей с каждого миллиона своих доходов", объяснил политик.
"Аналогично это работает со взносами в Фонд социального страхования, которому большинство россиян отдают порядка 3% своих доходов. Только там лимит установлен на уровне 912 тыс. рублей. Доходы за пределами этой суммы взносом не облагаются, в результате чего богатые платят в социальные фонды меньше бедных", добавил он.
"Но проблема не только в том, что эксперты старательно замалчивают эту важную подробность финансирования социальных фондов, но и в том, что сам страховой принцип несостоятелен. В Правительстве заявляют: пенсии – это страховка от потери заработка. Но смотрите сами: сначала государство заморозило накопительные пенсии почти на 10 лет (о каком страховом принципе после этого может идти речь?), потом отказалось индексировать пенсии работающим пенсионерам, в довершение всего пенсионный возраст подняли на пять лет. И после всех этих шагов в ПФР все равно не хватает денег на выплату пенсий, не говоря уже о том, чтобы их повысить. Из почти 8 трлн рублей, необходимых для деятельности ПФР, федеральный бюджет дает 3 трлн. И в этих деньгах уже почти 500 млрд рублей – это то, что не хватает на пенсии. По сути уже сегодня гарантии пенсионного обеспечения исполняются только благодаря бюджетному финансированию", заявил политик.
"Поэтому СР предлагает отказаться от дискредитированного страхового принципа и вернуться к государственной и солидарной природе пенсии: человек работает на благо общества, платит налоги в благодарность государство и следующие поколения обеспечивают его старость. Мы не предлагаем свалить на бюджет одни только обязательства по выплате пенсий, все средства ПФР и взносы, которые его формируют, надо тоже направлять в бюджет. Такой подход позволит за несколько этапов ликвидировать дефицит пенсионной системы. Мы настаиваем на возврате к прямому финансированию пенсий из бюджета еще и потому, что это единственный шанс для перспективы увеличения пенсий. Если ПФР, по сути, банкрот, то в рамках ПФР для увеличения пенсий в стране нет никаких перспектив. В то время как у бюджета страны гораздо больше источников пополнения, и это значит, что пенсионеры смогут рассчитывать на увеличение пенсий в рамках корректировки бюджетных приоритетов Правительством", сказал Сергей Миронов.
Он также пояснил, что отказ от страхового принципа пенсионного обеспечения серьезно снизит риски от неэффективного инвестирования пенсионных накоплений и "срежет все нецелевые расходы, включая оплату дворцов и раздутого штата ПФР". "Кроме того, мы предлагаем установить для богатых справедливую ставку по взносам в социальные фонды 22% как у всех, хотя в среднесрочной перспективе можно подумать и над прогрессивной. Также мы предполагаем, что перевод баз данных для выплаты пенсий на платформу ФНС или Госуслуг сделает этот процесс дешевле, надежнее и проще. Бюджетное пенсионное обеспечение в современном его виде может и должно осуществляться автоматически именно через кабинет налогоплательщика. Нынешний премьер, когда возглавлял ФНС, создал одну из лучших информационных систем среди всех российских ведомств. Поэтому у действующего Правительства есть шанс на комфортный перевод пенсионной системы в новый справедливый формат. Информационная система ПФР для этого никак не годится, и недавние проверки Счетной палаты это показали", сказал он.
Ранее СМИ сообщили, что, несмотря на повышение пенсионного возраста, соотношение зарплат и пенсий в России начнет снижаться после 2030 года. По оценкам экспертов РАНХиГС, с 2030 по 2050 год этот показатель может упасть с 34% до 27%.