ДТП в столице, спровоцированное артистом Михаилом Ефремовым, обострило дискуссию о пьяных за рулём. Пока всё больше эмоций и нравственно-этических оценок. А нужны конкретные предложения, что делать с неадекватными водителями. С теми, кто зависим от алкоголя или наркотиков, психически неуравновешен, склонен к агрессии.
Давно пора обратить внимание на опыт ряда развитых стран, где научились ставить на место тех, чьи действия представляют угрозу безопасности, жизни и здоровью окружающих. Интересна практика Германии, где каждый, кто сел за руль в неадекватном состоянии или уличён в неоднократном нарушении ПДД, вынужден проходить многоступенчатое медико-психологическое обследование (MPU), которое среди немцев называют "идиотентест".
Эту меру можно назвать добровольно-принудительной. Добровольность лишь в том, что злостный нарушитель может отказаться от прохождения теста. Но тогда придётся навсегда распрощаться с водительскими правами. Если этого не хочется, остаётся единственный вариант – пройти глубокое тестирование, чтобы специалисты убедились: нарушитель всё же не идиот и может управлять автомобилем.
Лучшую профилактическую и превентивную меру противостояния беспредельщикам и придумать сложно: перспектива нарваться на "идиотентест" сильно отрезвляет. Ведь предусмотренные мероприятия (от получения медицинских анализов до специальных обследований психологами) провинившиеся обязаны оплачивать из собственного кармана. Это стоит тысячи евро. Кстати, далеко не каждому удаётся пройти MPU с первого раза. У 38% из тех, кто подвергается проверке, не получается пройти её и повторно, а за повтор также надо платить немалые деньги. Третий раз пройти тест можно уже через 10 лет.
Кстати, чтобы получить допуск к основному тесту, экзаменуемый должен предоставить медсвидетельство, что у него нет алкогольной или наркотической зависимости. Многим приходится тратить долгие месяцы и даже годы, чтобы избавиться от вредных привычек, а медкомиссия признала чистоту от "зелёного змия" или "дури". Специалисты, которые заняты в системе "идиотентестов", выполняют работу безупречно ещё и потому, что дорожат лицензиями на этот вид деятельности. Существует и жёсткая персональная ответственность. Поэтому в Германии культура вождения и соблюдение дорожных правил доведены почти до идеала. Вот это бы и стоило перенять нашей стране, где по-прежнему много смертельных ДТП. А обнаглевшие стритрейсеры а-ля Мара Багдасарян продолжают чувствовать себя вольготно. Кстати, в Германии стритрейсерам, виновным в ДТП со смертельным исходом, грозит пожизненное заключение. Несколько лет назад такое наказание получили два молодых гонщика, чья бешеная езда по центру Берлина привела к гибели пожилого человека.
Думаю, перспектива проходить семь кругов ада "идиотентеста" с выматывающими медосмотрами, тренингами, занятиями с психологами и прочим многих заставит быть ответственнее. К "идиотентестам" принуждают не только беспредельщиков на дорогах, но и тех, кто устраивал дебоши, проявлял агрессию к окружающим, угрожал оружием и т.п. Не прошедшему тест могут отказать в банковских кредитах, в приёме на престижную, высокооплачиваемую работу.
Словом, "идиотентест" дамокловым мечом нависает над потенциальными нарушителями закона и общественного порядка, грозя поломать если не всю жизнь, то, по меньшей мере, карьеру, нарушить спокойствие в семье, подвергнуть череде нешуточных волнений и стрессов. Зато все другие чувствуют себя в гораздо большей безопасности.
По материалам источников: Литературная газета