7 июня Государственная Дума приняла проект постановления № 982280-7 "Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2019 году". С докладом выступил Председатель Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин. Вопросы задали депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Федот Тумусов, Дмитрий Ионин. От фракции выступил Олег Нилов.
Федот Тумусов:
Уважаемый Алексей Леонидович! Вот Счетной палате 25 лет, и вы получили новые полномочия для работы, и с вашим приходом в Счетную палату развивается так называемый стратегический аудит. Мой вопрос касается системы здравоохранения. Пандемию мы выдержали ценой огромных усилий, но, в то же время, всем нам понятно, что надо менять систему организации и систему финансирования всей системы здравоохранения. В связи с этим я вам направил депутатский запрос о стратегическом аудите так называемой оптимизации системы здравоохранения, которая проводилась за последние годы. Нам всем надо понять, что нужно сделать для того, чтобы строить нормальную систему здравоохранения для всей нашей страны, для всех наших граждан. Как вы планируете рассматривать данный вопрос? Спасибо.
Алексей Кудрин:
Спасибо, коллега. Вопрос о состоянии здравоохранения, качестве предоставляемых медицинских услуг всегда в вопросах среди населения на первом месте. Мы знаем статистические данные о том, что государственная программа гарантий по бесплатному обеспечению услуг здравоохранения недофинансирована, и мы эти цифры вам назовем в этом году, потому что мы уже ведем экспертно-аналитические мероприятия по качеству системы ОМС в стране и по выполнению соответствующих медицинских услуг.
Кроме того, я уверен, что при уточнении национальных целей, национальных проектов этому приоритету будет уделено особое внимание, и ближайшие четыре года, я думаю, многие сконцентрируются на улучшении качества здравоохранения. Я не побоюсь сейчас сказать, что в работе Центра стратегических разработок при подготовке предложений Президенту на этот срок мы давали предложения на 0,8% ВВП увеличить финансирование, это в нынешних ценах примерно означало бы на 800 млрд руб. дополнительно. Мы считаем, без этого не будет приведена в надлежащее состояние и первичная система, не перейдем на телемедицину, которая сейчас оказалась так востребована в этих условиях. Мы считаем, нужно улучшить обеспечение лекарствами амбулаторных больных, то есть, когда они выходят из стационара, как правило, они остаются один на один с этими болезнями за свой счет. Нам нужно увеличить здесь тоже поддержку.
Эти вопросы сейчас обсуждаются в Правительстве при уточнении нацпроектов. Надеюсь, многие из них получат поддержку. В любом случае, мы будем следить за этим.
И еще одну новость вам скажу. Мы создали во втором квартале новый департамент, который будет заниматься аудитом исключительно здравоохранения. Раньше он был связан с другими социальными направлениями, внутри одного департамента образование и здравоохранение анализировались. Теперь у нас самостоятельный департамент здравоохранения, и количество проверок и системных выводов в этой сфере вырастет.
Дмитрий Ионин:
Уважаемый Алексей Леонидович, вопрос по приоритетному проекту "Безопасные качественные автомобильные дороги". Было принято правильное решение в нынешних экономических условиях увеличить финансирование по этому направлению. Понятно, что инфраструктурные проекты обычно вытягивают экономику из кризиса. И здесь была полная поддержка профильного комитета и нашей фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Но теперь вопрос о том, что происходит с этими деньгами на местах? Понятно, что в условиях пандемии контроль в определенной степени сократился, начинают поступать сигналы о том, что чиновники на местах, так скажем, вольно расходуют эти деньги. Вот последний пример приходит по "Удмуртавтодору", где близкая сердцу руководителей контора выиграла два больших конкурса, объявив, что поставит 100 тысяч вагонов, которые привезут щебень. Но 100 тысяч вагонов у нас только у ПГК и у ФГК есть, у двух фирм маленьких из Ижевска их явно нет. Такие же примеры с Урала поступают, обращения и так далее. В этой связи, как Счетная палата планирует принять участие в проверке?
Алексей Кудрин:
Коллеги, мы постоянно держим на контроле эти вопросы. Поэтому давайте уточним, что вы имеете в виду, на что нужно больше обратить внимание. Конечно, мы готовы учитывать это в наших программах проверок. Спасибо.
Олег Нилов:
Уважаемый Вячеслав Викторович (Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемый Алексей Леонидович!
Хотелось бы еще несколько цифр вам представить в сухом остатке. Я думал, что коллеги это сделают до меня или Алексей Леонидович, но он так скромно умолчал о сухом остатке.
Итак, количество выявленных нарушений – примерно четыре тысячи с половиной, что на 50% меньше, чем в прошлом году, контрольном, 2018. То есть, минус 50% выявленных нарушений. Да, сумма несколько даже больше, на 14% больше, чем в 2018 году. Но вот что не радует точно – это очень важный показатель эффективности работы контрольно-счетной палаты для любого контрольного органа: возврат в бюджет средств. За этот период возвращено 4,5 млрд рублей. В 2018 году возвращено 7,6 млрд рублей, в 2017 году 19 млрд, то есть идет падение на сотни процентов возврата денег. Просим обратить на это внимание, Алексей Леонидович, потому что если это показатель того, что у нас мало нарушений, нечего возвращать, то почему у нас образуются партии, целые партии по борьбе народа с коррупцией? Вот только что. Что-то тут не стыкуется, не бьется. Количество штрафов в 200 раз по сравнению с прошлым годом уменьшилось, да, выписанных Счетной палатой: 0,4 вместо 85. В органы прокуратуры опять на 40% меньше обращений. Уголовных дел на 40% меньше. То есть такая благостная, хорошая картина, гуманная, Счетная палата – самая гуманная за новейшую историю. Может быть, это тоже такой способ. Поживем увидим, Алексей Леонидович.
И за что хотелось бы похвалить: что так принципиально вы фиксируете и, в общем-то, такого "ежа" запускаете Правительству перед его отчетом, да?
Вот эти замечательные цифры, объем неисполненных бюджетных ассигнований – 1 трлн 120 млн. Да, вот за это спасибо. Фиксируйте. Это большая претензия к Правительству. Не знаю, как будет отвечать Правительство.
Значит, реализация – 76%. Введено 47% объектов. То есть это неудовлетворительная оценка работы Правительства, целого отдельного блока. Какие предложения, Вячеслав Викторович?
Поддержать надо Счетную палату в обязательном порядке, особенно в лице Алексея Леонидовича. В каком виде? Давайте наделим законодательной инициативой этот замечательный и профессиональный институт, чтобы не просто были какие-то выводы, мы их послушали, приняли к сведению, как в постановлении сказано, пусть нашли недоработку, тем более Алексей Леонидович знает, как формируется бюджет, как сделать так, чтобы вот эти триллионы не пропадали каждый год.
Давайте бюджетные поправки, давайте – участвуйте наравне с нами в формировании бюджета, контроля за государственными программами. Без положительного заключения контрольно-счетной палаты я бы предложил не принимать такие программы, про которые только что коллеги мои говорили, они не выдерживают критики, раз такое происходит год за годом с их исполнением, а деньги горят, деньги пропадают, а мы вынуждены принимать какие-то налоговые дополнительные обременения, пенсионную реформу придумать для того, чтобы эти деньги как-то компенсировать, один триллион рублей.
Ну и, конечно, есть конкретные предложения. Вот мои коллеги из комитетов 60 страниц таких предложений сделали. От нашей партии, Алексей Леонидович, вам такое предложение. Во время принятия поправок в Конституцию тысячи раз прозвучал важный тезис, важное такое пожелание, чтобы МРОТ не был меньше прожиточного минимума. Все прекрасно поддерживают. Что такое прожиточный минимум, Алексей Леонидович? Давайте его посчитаем. Мы не верим тем подсчетам, которые делает Минтруд. Мы не понимаем, как можно на 12 тыс. трудящемуся, пенсионеру вообще проживать и выживать. А вы верите? Давайте посчитаем.
Мы посчитали. В прошлом году внесли соответствующий закон, разрабатывали его ученые Российской академии наук. Есть заключение, я вам передам. Не просто одного института Российской академии наук.
Исполняющий обязанности Российской академии наук поддержал этот расчет нашего варианта закона о потребительской корзине.
31 тысяча, посчитайте вы, сколько эта корзина, и сколько МРОТ, который теперь у нас в Конституции вот так правильно зафиксирован, тогда мы посмотрим, как будет Правительство, грубо говоря, выворачиваться.
Вот этот подсчет действительно прорывной, если бы вы нам помогли его сделать, а в ваших рядах самые профессиональные люди, они не оторваны от земли, они знают цену в магазинах, тарифы и так далее, они понимают, как это можно насчитать 12 тыс.
Ну и, конечно, для этого, если такое решение принимается, а я уверен, что будет принято такое решение об этом самом МРОТ, но не 12, а 30 тыс., то тогда нужны будут колоссальные деньги для того, чтобы наполнить бюджет и реализовать это прорывное решение.
Вы правильно сейчас взялись хотя бы за лесную отрасль, горят миллиарды, я не знаю, может быть, это триллионы, если посчитать все правильно. Вы, на мой взгляд, очень по верхам посчитали, это не только лес горит, это выделяется СО2. Посмотрите, какие устраивают танцы на этой теме европейские партнеры. Посчитать весь ущерб для мирового экологического пространства – это колоссальные деньги.
И какие выводы? Где выводы? Почему лесоавиаохрана как летала на советских 30 бортах, так и летает? МЧС, вот в этих заключениях написано, 40% времени тратит на зарабатывание денег. МЧС у нас – коммерческая структура, 40% используют борта для зарабатывания денег. Это надо пресекать, для этого вам нужна вот такая законодательная инициатива, что я и предлагаю нам с вами обсудить. Спасибо.