4 марта Государственная Дума в первом чтении приняла проект федерального закона № 904329-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (об уточнении параметров бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации). С докладом выступили официальный представитель Правительства Российской Федерации – председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации Максим Топилин и аудитор Счетной палаты Российской Федерации Сергей Штогрин. Вопросы задали Олег Нилов и Олег Шеин, от фракции "СР" выступил Олег Шеин.
Олег Нилов:
Уважаемые докладчики, я бы хотел коснуться темы частных пенсионных фондов, через аферы которых были украдены колоссальные деньги у так называемых предпенсионеров. Сделаны ли какие-то выводы по защите интересов вот таких вкладчиков? И ваше отношение к существующей регрессивной шкале отчислений для богатых предпенсионеров в Пенсионный фонд с целью повышения доходов Пенсионного фонда?
Спасибо.
Максим Топилин:
Спасибо большое, Олег Анатольевич. Что касается тех нарушений, наверное, можно так сказать, которые наблюдались раньше, наверное, вы имеете в виду переходную кампанию. Это не только предпенсионеры. Такие меры, безусловно, принимаются.
Мы как Пенсионный фонд обеспечили взаимодействие с нотариусами, чтобы в электронном виде принимать всё, что с этим вопросом связано.
Также внесены изменения в законодательство, и теперь заявления подаются без каких-либо агентских полномочий непосредственно гражданами через ЕПГУ (через Единый портал госуслуг) либо непосредственно в клиентские службы. Поэтому в этом году таких негативных сигналов и негативных историй, как нам представляется, удалось избежать. Вот сейчас мы подводим итоги переходной кампании за прошлый год.
Что касается взносов, ставок страховых взносов, то бюджет, который представлен, рассчитан исходя из действующих тарифов страховых взносов. Мы действуем в том законодательном поле, которое предусмотрено на настоящий момент.
Олег Шеин:
Максим Анатольевич, в рамках предложенного вами проекта бюджета Пенсионного фонда. По прошлому году прожиточный минимум пенсионера по представленной Правительством записке был 9,02 руб., на год текущий предлагается 9,67 руб. Вы всерьёз считаете, что цены на продуктовую корзину возрастают в этом году на полпроцента?
Максим Топилин:
Да, Олег Васильевич, это прогноз на следующий год. В этом году мы индексируем социальные пенсии, которые будут увеличены в соответствии с динамикой потребительской корзины пенсионера за 2019 год по сравнению с 2018 годом, на 6,1%. Это будет происходить в этом году.
Дальше будет происходить уже оценка того, как вырастут, как изменится потребительская корзина пенсионера в 2020 году по сравнению с 2021 годом.
Если вы имеете в виду, называя эти цифры по вот именно предстоящей индексации 2021 года, то, безусловно, факт, я думаю, что факт покажет, какой индекс сложится и какой индекс мы применим к социальным пенсиям в 2021 году.
Выступление Олега Шеина:
Фракция "СПРАВДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживать проект данного закона не будет по причинам, которые понятны любому отдельному гражданину в Российской Федерации. Не надо смешивать в одном законе, изначально это была порочная система, разные выплаты.
Сейчас нам говорят, что добавляются средства на материнский капитал. Это прекрасно. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" изначально выступала за саму программу материнского капитала, когда ещё наша фракция называлась фракцией "Родина", и мы предлагали эти законы ещё в середине нулевых лет. Но у нас же деньги на материнский капитал идут через Пенсионный фонд, и получается следующая картина на материнский капитал через Пенсионный фонд денег добавляют, а на пенсии людям денег из федерального бюджета уменьшают.
Два года назад в этом зале много было демагогии о том, что если сократить число самих пенсионеров, то оставшимся будет очень хорошо, и пенсии будут индексировать семимильными шагами.
Вот что мы имеем в том законе, который сегодня здесь голосуется в зале. Ранее, по ранее действующему закону, предполагалось, что в 2020 году размер единых денежных выплат будет проиндексирован по итогам 2020 года на 3,8%, теперь сказали: жирно будет, давайте 3%, этого вполне достаточно. Индексация пенсий предполагалась на уровне 7%, теперь 6,1. Наконец, потребительская корзина для пенсионера, из которой считается минимальная пенсия в Российской Федерации, предполагалась к росту в текущем году на 3%, теперь вместо 3% 0,7%. И нам всерьёз говорят, что они там так посчитали, что инфляция по потребительской корзине будет вот эти самые 0,7%.
Причём Минфин Российской Федерации в бюджете текущего года говорит: инфляция будет 3%, Минэкономразвития говорит: 2,6%, Центробанк 3,5-4%, "Сбербанк" 3,7%, а вот Пенсионный фонд нам здесь рассказывает вместе с неизвестными нам специалистами-вредителями из Минэкономразвития и подчиненной ему службы статистики о том, что инфляция по потребительской корзине будет 0,7%, и предлагает Думе за это проголосовать, и говорит, что по итогам года мы посмотрим.
Только по итогам года текущего именно Государственная Дума Российской Федерации, а точнее, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет нести ответственность за то, что заложена в бюджет индексация по потребительской корзине по пенсионеру на эти самые 0,7%. Видимо, такое ноу-хау: сократить бедность в стране, показав, что на самом деле цены не растут, и поэтому у нас количество бедных уменьшается.
Следующая вещь важная. Если мы смотрим бюджет Пенсионного фонда в целом, то мы увидим, что за счет роста сборов с фонда оплаты труда идет увеличение по текущему году отчислений в Пенсионный фонд на 178 млрд руб. Что делает государство? Оно берет и на 126 млрд уменьшает отчисления из федерального бюджета. Вот если бы отчисления из федерального бюджета, переполненного деньгами, не уменьшались, то очевидно, что можно было бы проиндексировать пенсии и минимальную пенсию, и среднюю пенсию, и пенсию работающим пенсионерам на куда более высокие величины, чем это есть по факту. Но государство делает так:
оно берет и снижает свои ассигнования в Пенсионный фонд, и сегодня Правительство предлагает парламенту, и мы понимаем, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" за это будет голосовать, об этом уже было сказано, проголосовать за подобное решение.
Более того, такая система закладывается и на будущие годы, потому что 2020 годом история не заканчивается. По представленным документам, если в текущем году общие затраты на Пенсионный фонд составят 8% к национальной экономике, то через два года они сократятся до отметки в 7,7%. Для понимания: нормальная пенсия в странах наподобие Польши, Венгрии или Болгарии, я уж про Францию и Италию не говорю, проистекает из того, что затраты к национальной экономике на пенсионное обеспечение идут на отметке 10-12%, а в ряде стран и порядка 15-16. У нас 8, и эту планку предполагается снижать, и вот за это сейчас, уважаемые коллеги, собственно, вы и будете голосовать.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", естественно, выступает против уменьшения ассигнований из бюджета на выплаты пенсий.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает против того, чтобы рассказывать, что потребительская корзина увеличится в текущем году по стоимости своей всего на 0,7% и под этим соусом сокращать реальный уровень доходов людей.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" против того, чтобы сокращать ассигнования на выплаты пенсий к национальной экономике в рамках трехлетнего бюджета Пенсионного фонда.
Поэтому при всех замечательных вещах, касающихся материнского капитала, который надо увеличивать кратно, мы за это выступали, и, наконец, те предложения, с которыми мы выходили, они приняты, конечно, поддерживать идею сокращения пенсионного обеспечения в Российской Федерации наша фракция не будет.