О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Валерий Гартунг и Дмитрий Ионин о защите конкуренции

19 февраля 2020

 см. также ↓

19 февраля Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 848392-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий". С докладом выступил официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский.

Вопросы докладчику задал Валерий Гартунг, выступили Валерий Гартунг и Дмитрий Ионин.

Валерий Гартунг:

– Всё-таки, как вы считаете, что мешает развитию экономики больше – картельные соглашения или недоверие бизнеса к государству?

Андрей Цариковский:

– Валерий Карлович, я опять же должен ответить, что здесь, на мой личный взгляд, вопрос получается о том, что первично – яйцо или курица. Мы должны развивать бизнес, направленный на бизнес, у которого достаточно высокая социальная ответственность, бизнес, который не нарушает закон. Извините, зачем нам дикий Запад, зачем нам бизнес, который будет грабить население? Мы должны развивать бизнес, но тем не менее должны пресекать нарушения с его стороны, чем серьезнее нарушения, тем серьезнее пресекать.

Валерий Гартунг:

– Как вы считаете, где больше теряет государство: когда госкомпании используют лазейку, закупая без конкурентных процедур у зависимых лиц, или когда происходят картельные сговоры? Спасибо.

Андрей Цариковский:

– Валерий Карлович, мы считаем, что и то, и другое плохо. И вы знаете, что ФАС готовит как раз закон о взаимосвязанных лицах. И мы готовы выставить, он уже находится на обсуждении в Правительстве. И, если Правительство его поддержит, вероятно, мне придется стоять через некоторое время вот здесь, на этом месте уже по данному закону. Мы его уже подготовили, и он сейчас обсуждается в Правительстве.

Валерий Гартунг:

– Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Президент поставил задачу перед ушедшим теперь уже в отставку Правительством, но мы ещё пока с вами не ушли в отставку, и перед нами тоже есть задачи сформировать темпы роста российской экономики выше среднемировых. Уже почти два года прошло после того, как поставил Президент такую задачу. Мы с этой задачей справляемся? Нет. Давайте тогда рассмотрим причины, а почему наша экономика не растёт? Она не то что темпами выше мировых, она вообще не растёт. Начинаем разбираться, оказывается, инвестиции в Россию не идут. Почему не идут? Да не верят предприниматели. Вопрос даже не в том, что не могут заработать тех денег, которые они зарабатывают на других рынках, вопрос в другом: они просто не могут сохранить то, что сюда вложат, потому что у них просто это всё отберут, да ещё и посадят.

Поэтому давайте теперь по сути законопроекта, начну по процедуре. Когда Правительство вносит тот или иной проект закона, он должен пройти оценку регулирующего воздействия. Правильно? Правильно. Прошла оценка регулирующего воздействия, какие результаты? Резко отрицательные.

Вот у меня заключение РСПП, "Деловой России", Уполномоченного по защите прав предпринимателей, все высказываются категорически против этого законопроекта.

Что мы с этим сделали? Да ничего не сделали. А должны были что сделать? А должны были провести обсуждение, внести поправки в закон и потом по новой его обсуждать. Этого не было сделано. Тем не менее, игнорируя оценку регулирующего воздействия, нам внесли непроработанный законопроект.

Дальше. Силовые структуры дали свои замечания? Дали практически все. Никто не поддерживает этот законопроект. Я вообще не понимаю, как он здесь оказался у нас в Государственной Думе? Его должны были на правкомиссии завернуть. Нет, он оказался здесь. Это, скажем так, по процедуре.

Теперь по содержанию. Нам заявляют, что российская экономика теряет деньги от картельных соглашений. Да, теряет. Давайте мы посмотрим по принципу Парето, где основные проблемы, где основные причины? От чего, прежде всего, страдает российская экономика? Я уже сказал, первое – это недоверие бизнеса, это отсутствие инвестиций. Этот законопроект решает эту проблему? Нет, не решает. Он её ещё усугубляет, эту проблему, потому что после такого законопроекта, принятия такого закона недоверие бизнеса будет ещё больше. Это первое замечание.

Второе. Российская экономика где больше всего теряет? На государственных закупках, потому что две трети экономики под контролем государства, эти закупки регулируются двумя федеральными законами: 44-м и 223-м.

По какому закону у нас закупки в максимальном объёме осуществляются? По 223-му федеральному закону. Давайте вернёмся к 223-му федеральному закону, где есть дыра, через которую уходят триллионы рублей в карманы "недобросовестных предпринимателей" в кавычках, я их назову, от политики, я бы так сказал, потому что это госкомпании.

Это право госкомпании и госкорпорации, и компании под госконтролем естественных монополий осуществляют закупки у взаимозависимых лиц.

Ещё раз вам напомню, что это значит. У нас минимальный уставной капитал ООО – 10 тыс. рублей. Газпром, к примеру, ну как бы виртуальный Газпром, закупает у ООО "Рога и копыта" за 2,5 тыс. рублей 25% в уставном капитале, а потом все трубы через неё закупает на триллионы рублей, ну, к примеру, по цене трёхкратной, пятикратной. И всё остаётся там, где надо, в нужном месте. Где здесь картель? Каким образом мы вот этим законом пресекаем нарушение? Никаким образом не пресекаем. Поэтому давайте сделаем выводы. Откуда уходят деньги, – проблема закрывается? Нет. Самая первая причина, которая не позволяет развиваться экономике, закрывается? Нет. Тогда спрашивается, а зачем мы этот закон принимаем вообще? Что мы тут собираемся править? Наша фракция будет голосовать против, и всем остальным я советую крепко подумать, потому что после того, как ушло в отставку Правительство, которое не справилось с задачей, поставленной Президентом, я думаю, следующим должен будет подать в отставку кто? Парламент, который создаёт такие условия, при которых невозможно выполнить указы Президента. Спасибо.

Дмитрий Ионии:

– В рамках обсуждения этого вопроса коллеги достаточно много хвалили Федеральную антимонопольную службу, и есть за что. Правда, не соглашусь с коллегой Альшевских (депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.) по поводу Свердловской области, это какая-то аномалия, но это отдельный вопрос. Но не с той стороны совершенно мы сегодня пытаемся добавить полномочий Федеральной антимонопольной службе, чтобы она работала на благо развития нашей экономики. Вообще ни с той стороны. Коллега Гартунг правильно сказал, тут дополнить особо нечего. Но я напомню, что изначальная концепция этого законопроекта обсуждалась в части госзакупок. Вы можете свериться с пояснительной запиской, там как раз говорят, есть перечень – "потерпевшие от этих сговоров", и список потерпевших такой солидный: ФСБ, Генпрокуратура, правоохранительные и надзорные органы.

Но если мы говорим о госзакупках, так и закон надо принимать в части госзакупок. Здесь же о госзакупках не идёт речи. Здесь идёт речь вообще обо всём. О том, чтобы, допустим, привлекать собственников предприятий, даже если они не знали о том, что каким-то образом предприятие участвовало в сговоре. Может быть, это директор что-то делал и так далее, ряд других моментов. Валерий Карлович правильно сказал, общественные организации против, а где было обсуждение по поводу того, какие последствия принятия этого закона будут для рынка.

Когда я говорю, что не с той стороны мы подходим, я говорю о том, что на самом деле депутатам надо помогать Федеральной антимонопольной службе, но помогать совершенно в других моментах. Например, я думаю, нам надо сделать так, чтобы постановления Федеральной антимонопольной службы, которые они принимают, были обязательны к исполнению региональными энергетическими комиссиями и иными тарифными регуляторами. Это большая проблема.

Конкретно у нас в Свердловской области уже больше года ФАС пытается заставить тарифного регулятора пересмотреть тарифы, указывает конкретно, где были нарушения, состоялись суды (то есть ФАС судится с региональной энергетической комиссией), были привлечения к административной ответственности должностных лиц. ФАС доказал факт завышения тарифов и больше года не может заставить тарифного регулятора снизить тариф.

И, к сожалению, это касается не только Свердловской области. Давайте эту проблему решать, избиратели скажут спасибо. А такими проектами, к сожалению, мы из достаточно эффективной структуры – ФАС – просто создаем очередную спецслужбу, которая, простите уж меня, будет кошмарить предпринимателей.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International