Валерий Гартунг: для обеспечения доступности жилья нам нужна специальная госпрограмма по льготному кредитованию застройщиков
см. также ↓Первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Валерий Гартунг прокомментировал поручение премьер-министра России Михаила Мишустина Правительству проанализировать ситуацию по ипотеке в РФ и обсудить возможность упрощения порядка ее рефинансирования:
В принципе, Председатель Правительства уже сказал, с чем связаны сегодняшние высокие ставки по ипотеке. Я только добавлю, что сегодня есть еще и серьезные проблемы с законодательной защитой прав застройщиков. Помимо того, что у нас недоступные, очень дорогие кредиты для строительных организаций, есть еще такая проблема как потребительский экстремизм. Это когда профессиональные юристы предлагают гражданам, имеющим договора долевого участия, зацепиться за любую юридическую тонкость в этих договорах, пойти в суд и взыскать с компаний-застройщиков неустойки и штрафы. А штрафы могут доходить до 50% от стоимости жилья! Тем самым застройщиков фактически ставят на грань банкротства. И вот эта ситуация требует обязательного законодательного урегулирования.
Но самая главная проблема заключается в недостатке оборотных средств, который вынуждает застройщиков обращаться за дополнительными кредитами. А при ставке в 10% годовых это неминуемо приводит к удорожанию жилья. Для решения этой проблемы, на мой взгляд, необходимо, чтобы Правительство и ЦБ разработали программу, предусматривающую специальную систему кредитования застройщиков. У нас же действует, например, Фонд развития промышленности, когда под какой-то проект та или иная компания может взять в первые два или три года кредит по ставке в 1% годовых, а потом – в 5% годовых.
Вот то же самое надо сделать и в строительстве, принять специальную программу по строительству жилья, при которой компания-застройщик берет льготный кредит под 1% годовых под обязательства построить определенное количество квадратных метров жилья. Благодаря этому мы сможем развивать свою строительную индустрию, снимем риски и удешевим жилье, сделаем его более доступным. Это в принципе работающий инструмент. И если он работает в промышленности, в сельском хозяйстве, то почему бы ему не работать и в строительстве? И не надо бояться, что такая программа может подтолкнуть к инфляции, обрушить рубль, и т.д. Это все ерунда, потому что речь идет о привязанных, целевых деньгах, которые кроме как на строительство жилья никуда больше пойти не могут.
К примеру, как у нас финансируется гособоронзаказ? Деньги, поступающие на его цели, окрашены, идут по спецсчетам, их нельзя потратить ни на что другое. И вот тот же самый принцип можно использовать в строительстве. Выделяет Центробанк коммерческим банкам деньги под 1% годовых, и под такой же процент строительные компании получают эти деньги, но при этом они обязуются потратить их только на строительство жилья. А потом, когда жилье продается, эти деньги возвращаются. Все очень просто, и ничего нового здесь я не придумал: данный инструмент уже опробован, является эффективным и легко контролируемым. Чтобы развивать инфраструктуру нашего жилищного строительства, нужен триллион рублей в год. Но что такое триллион в год для банковской системы, у которой на депозитах 30 трлн? Если мы будем направлять по одному триллиону в год на массовое жилищное строительство, то создание тех 120 млн квадратных метров жилья в год, о которых говорил Президент, станет вполне реализуемой задачей.
По материалам источников: ИА "Новости Федерации"