3 декабря Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 836838-7 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (по установлению полномочий Банка России о порядке предоставления гражданам сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера). С докладом по данному законопроекту выступил статс-секретарь – заместитель Министра финансов Российской Федерации Юрий Зубарев. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали вопросы Олег Нилов и Валерий Гартунг, выступил Валерий Гартунг.
Вопросы
Валерий Гартунг:
Юрий Иванович, скажите, пожалуйста, а чтобы утвердить форму, для этого нужно целый федеральный закон вносить, отдельные полномочия? Ведь это же техническая на самом деле функция утвердить форму, по которой даются справки. Но у нас куча разных справок и разными ведомствами готовятся, для этого максимум, что, на мой взгляд, нужно – постановление Правительства.
Поясните, пожалуйста, что это прямо такая процедура должна быть через принятие закона или можно было более простой порядок выбрать? Спасибо.
Юрий Зубарев:
Уважаемый Валерий Карлович, только не постановление Правительства, учитывая независимый статус Центрального банка. Это первое.
Второе. У Центрального банка огромное количество форм отчётностей, которые он утверждает и кредитная, не кредитная организация представляют в Центральный банк эти формы отчётности. Он их все разрабатывает, утверждает своими исполнительными документами, своими распорядительными документами в рамках полномочий, которыми его наделил закон о Центральном банке, только такая конструкция. Поэтому этого полномочия сейчас в законе нет.
И этот короткий закон, он как раз об этом. Это полномочие формулируется, наделяется Центральным банком и является именно таким полномочием, в соответствии с которым он может утвердить ещё одну форму. Эта форма, в общем-то, предполагает неисполнение этого приказа Центрального банка, нормативного акта Центрального банка, который будет разработан во исполнение этого закона, а он будет предполагать и ответственность со стороны кредитных и некредитных финансовых организаций.
В настоящее время они вольны предоставлять информацию в любом виде и при этом не несут ответственности за полноту и достоверность сведений. Спасибо.
Олег Нилов:
Юрий Иванович, очень хорошо, что уже все эти формы видели, банкиры видели, а нам-то можно показать, наверное, хотя бы во втором чтении, или хотя бы объяснить на пальцах, что там такого, главные статьи.
Вот в качестве развития этой темы мы знаем, что есть счета, может быть, какие-то ценные бумаги, а вот о наличии банковских ячеек у клиента есть ли такое намерение, может быть, и это посчитать и указать, какие-то страховки, может быть, еще какие варианты? И самое главное, может ли ЦБ оказать содействие в предоставлении информации о наличии счетов в зарубежных банках, хотя бы у наших партнеров, союзников, партнеров без кавычек, желательно и у партнеров с кавычками?
Юрий Зубарев:
Уважаемый Олег Анатольевич!
Центральный банк не может, не в его полномочиях содействовать получению информации о счетах за рубежом в рамках валютного контроля, в рамках автоматического обмена налоговой информацией эта информация поступает в налоговые органы.
Что касается содержания форм. Ежегодно Министерство труда выпускает методические рекомендации для госорганов по заполнению деклараций. Мы госслужащие и служащие бюджетных учреждений, и сотрудники самого Центрального банка сдают декларации в соответствии с указом Президента, это указное регулирование. Но рекомендации для госслужащих выпускает Министерство труда, что указывается, что не указывается в рамках именно той декларации, той формы декларации, которая утверждена указом. Насколько я понимаю, там сведений о банковских ячейках не содержится, поэтому и в этой форме не предполагается эта информация. Спасибо.
Выступление от фракции Валерия Гартунга:
Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!
Наша фракция поддержит этот законопроект. Но я вышел на трибуну сказать немножко другое.
Дело в том, что я задавал вопрос Юрию Ивановичу по поводу того, а что, теперь мы каждое полномочие, которое вдруг возникает как любая ситуация, которая может возникнуть, мы теперь ее должны прописывать в федеральном законе? То есть мы тогда должны определиться – мы всё должны прописывать в федеральном законе, что требует решения или всё-таки по умолчанию какие-то действия не обязательно прописывать? Сейчас объясню, почему.
У нас ведь правоприменительная практика должна быть единой. То есть, если полномочия нет в законе, то, стало быть, оно не может быть осуществлено. Либо в каких-то случаях оно всё-таки осуществляется? С другой стороны, всё прописать же невозможно. Сейчас объясню, о чем идет речь.
Депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вот только что внесли проект закона, где прописали в региональных полномочиях процедуру подписания договоров между регионами по перемещению мусора. Нам Правительство дало отрицательное заключение. Дескать, ну так это же не нужно прописывать. Логика такая – у них же по умолчанию есть такие полномочия.
Спрашивается тогда: почему тогда сейчас Правительство вносит и прописывает полномочие у Центрального банка, хотя по большому счёту нужно просто инструкцию? Действующий закон есть? Есть. Много лет. Указы Президента есть. Мало того, в него вносились поправки многократно.
Я посмотрел сейчас, с какого времени действует эта норма, с 1995 года, а потом она вносилась многократно разными поправками ещё. То есть получается, за 24 года много разных поправок вносилось, и ни разу не вставал вопрос, что нужна какая-то норма, в законе нужно утверждать форму декларации, полномочия такие давать Центральному банку.
Хорошо, когда касается банков – понятно, ЦБ регулятор. Но ведь мы получаем информацию не только у банков, мы получаем же выписки по недвижимости, справки из ГИБДД, из налоговой получаем. Что, требования ЦБ к ним тоже будут такими же? То есть у меня вопрос возникает. Наверное, нет. Потому что это же органы государственной власти, они не подведомственны ЦБ.
Получается, тогда здесь пересекаются полномочия Правительства Российской Федерации и ЦБ. Я об этом вам задавал вопрос. Почему тогда не решить вопрос, например, не знаю, инструкции, Юрий Иванович, вы сказали, что Минтруд этим занимается. Может быть, тогда инструкция Минтруда, которая зарегистрирована Минюстом, и это будет сила нормативного акта.
Я просто хочу понять, мы всегда так будем через федеральные законы делать? Если всегда, тогда давайте мы и проекты, которые вносят депутаты, точно также к ним будем относиться. Если нет, то хорошо, мы согласимся. Но какой-то порядок должен быть единообразный. Вот, собственно, всё, о чём хотелось сказать.
А то, что нужно подавать декларации, и действительно проблема в том, что, когда ты подаёшь декларацию, банк тебе не предоставляет информацию в нужном объёме, а потом, оказывается, ты предоставил недостоверные данные, несёшь за это ответственность, а ты их и не мог даже получить, потому что тебе банк их не предоставлял. И когда у него, у банка, спрашиваешь обо всех счетах, он тебе предоставляет счета, но счета с нулевыми остатками не предоставляет, например, а это основание даже для снятия с выборов.
Спасибо. Поэтому, конечно же, мы поддержим это предложение.