21 ноября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 804236-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" (в части обеспечения особого порядка финансового сопровождения контрактов по государственному оборонному заказу). С докладом выступил статс-секретарь заместитель Министра финансов Российской Федерации Юрий Зубарев. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задал вопрос и выступил Валерий Гартунг.
Валерий Гартунг:
Уважаемый Юрий Иванович, у меня вопросы следующие.
Первое, график, который не представило нам Правительство, о котором вы сказали, график перевода платежей в "Промсвязьбанк", он предусматривает длительность контрактов. Есть контракты с длинным циклом, как они будут переводиться. Второе, если вы определите какую-то минимальную планку от объемов средств, которые должны быть переведены в "Промсвязьбанк", то есть фактически это создается монополия. Каким образом вы будете регулировать тарифы? Потому что, если не регулировать, это скажется на стоимости Гособоронзаказа, на ценах.
И третье. Проводили ли вы оценку регулирующего воздействия участников этого процесса, какова позиция главного заказчика Министерства обороны, позиция предприятий военно-промышленного комплекса, ну и банковское сообщество, те уполномоченные банки, которые сейчас обслуживают ГОЗ?
Спасибо.
Юрий Зубарев:
Уважаемый Валерий Карлович, длящиеся контракты не пострадают. Та доля, которая остаётся не у "Промсвязьбанка", достаточно существенная. В 2020 году ставится планка не менее 50%. В 2021 году – не менее 60%. В 2022 году – не менее 70%. Мы выходим на тот заданный запланированный уровень.
По поводу тарифов хочу сказать, что в соответствии с законом по гособоронзаказу банковское сопровождение гособоронзаказа осуществляется бесплатно кредитными организациями. Поэтому в данном случае "Промсвязьбанк" не зарабатывает, он осуществляет эту услугу бесплатно.
Что касается предоставления средств за счёт аккумулирования средств на счетах "Промсвязьбанка", у него появляется возможность кредитовать ниже существующих ставок. И в данный момент он и доказывает это на практике. Есть примеры, когда сейчас кредитуются по ставке 6,5%, что существенно ниже рыночной ставки. Это как раз предприятия оборонного комплекса. Поэтому мы считаем, что этим только будут улучшаться условия для предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Спасибо.
Выступление от фракции Валерия Гартунга:
Уважаемый Игорь Владимирович (Лебедев, Заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Так бодро было доложено нам, что, дескать, это срочный закон, который прямо важен для обороноспособности страны. Он действительно важен, только он гораздо больше рисков несет для выполнения гособоронзаказа, чем эти риски снижает, и вот почему. Напомню, откуда появилось вообще это поручение Президента, когда уполномоченные банки обратились к Президенту с просьбой как-то решить вопрос с контрсанкциями, как-то защитить нашу банковскую систему от санкций, мы знаем каких, и попросили, может быть, тогда создать какой-то банк, который бы был опорным и в случае чего мог бы перехватить на себя эти все риски, таким образом, сняв их с банковской системы и тогда родилось поручение Президента. Но дело в том, что фактически ведь шаги по защите банков были сделаны уже, насколько я понимаю, этот список уполномоченных банков теперь уже закрытый.
Многие процедуры, которые были раньше открыты, мы тоже закрыли, то есть мы много в законодательстве поменяли, чтобы эти риски снизить.
Когда мы обсуждали на комиссии по законодательному обеспечению деятельности ВПК, мы выслушали все стороны, и очень много вопросов возникло и у Министерства обороны, и у военно-промышленного комплекса, и у банков, уполномоченных банков, которые сейчас осуществляют это сопровождение. Какие это были вопросы?
Каким образом обеспечить пятидесятипроцентный перевод доли, не разрывая действующие контракты. Я себе снова представляю, если посмотреть структуру гособоронзаказа, то, скорее всего, проблема с этим возникнет.
Тарифы. Юрий Иванович сказал, что сопровождение гособоронзаказа бесплатное, но деньги, которые там будут храниться, по ним же плата по депозитам осуществляется, она будет рыночная или какая. Если это в любом случае депозиты только в этом банке можно держать, то о какой рыночной ставке может идти речь?
Вот у нас в следующем законе будет идти как раз речь о процентах, о депозитах, которые мы будем зачислять на спецсчета. Этот вопрос.
Дальше. А как быть с уполномоченными банками, которые уже развернули эту структуру?
Как быть с поставщиками, которые, например, не являются исполнителями гособоронзаказа, и они, например, не готовы со спецсчетами работать, но у нас есть в гособоронзаказе, в законе норма, которая позволяет определенную сумму тратить не на спецсчета?
С принятием этого закона вопросов по исполнению гособоронзаказа возникнет гораздо больше, чем есть сейчас.
Поэтому, коллеги, я выражаю мнение фракции, мы не будем за этот закон голосовать. Да, мы считаем, что такой опорный банк должен быть, мы с этим согласны, и поручение Президента нужно выполнить, но дальше у нас есть вопросы, как оно будет исполняться, потому что те подзаконные акты, которые должны быть, в заключении нашего комитета было написано, что они должны быть к первому чтению, и только с учетом этих подзаконных актов мы готовы будем поддержать законопроект в первом чтении. Этого не произошло, в первом чтении нет этих подзаконных актов, поэтому наша фракция не будет этот закон поддерживать. Спасибо.