Александр Ремезков о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей
см. также ↓На пленарном заседании 11 сентября Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей". О том, что изменит этот правительственный законопроект в межбюджетных отношениях федерального центра и регионов, а также о планах работы парламента в осеннюю сессию рассказал первый заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков:
В эту парламентскую сессию, как и всегда наша фракция будет добиваться принятия ряда социально важных инициатив. Как отметил наш лидер Сергей Михайлович Миронов, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ предлагает снизить "порог" расходов на оплату услуг ЖКХ с 22% до 15% от дохода семьи, отменить транспортный налог для граждан, освободить малоимущих россиян от всех налогов, ввести дополнительные пособия на детей и материальную помощь для студенческих семей. Кроме того, предлагается вернуть наконец-таки долги по советским вкладам. Раз уж Россия рассчитывается по советским долгам с другими государствами, то тем более пора их отдать российским гражданам, установив механизм регулярных выплат из бюджета. Соответствующие законопроекты, направленные на рост материального благополучия россиян и улучшение демографической ситуации в нашей стране, уже разработаны и внесены в Госдуму. И мы будем настаивать на их принятии.
При этом мы, как и прежде, будем поддерживать те законопроекты других фракций и правительственные инициативы, которые направлены на помощь гражданам и укрепление финансовой стабильности регионов.
Так, мы поддержали рассмотренный 11 сентября правительственный законопроект о создании в России системы казначейских платежей на основе единого казначейского счёта.
На этот законопроект поступило 67 положительных отзывов от субъектов РФ. И в целом создание новой системы, которая увеличит прозрачность бюджетных платежей, обеспечит доступ к информации в режиме непрерывного мониторинга всем контрольным органам, можно только приветствовать. Но сам законопроект, которым Правительство России продолжает формировать новую редакцию Бюджетного кодекса, на наш взгляд, "сырой" и требует очень серьезной доработки.
Концепция заключается в следующем. Вместо порядка 50 тысяч счетов, открытых Федеральному казначейству в ЦБ РФ для бюджетов субъектов и муниципальных образований, внебюджетных фондов, отдельных юридических лиц, бюджетных учреждений, открывается один единый казначейский счёт. На этом едином счёте Федерального казначейства будет открыто десять казначейских счетов, аккумулирующих средства федерального и иных бюджетов, а также бюджетных, автономных учреждений и получателей средств из бюджета.
При этом предусматривается зачисление на соответствующие казначейские счета доходов, полученных от размещения временно свободных средств. Федеральное казначейство будет управлять этими средствами и пропорционально направлять остатки на соответствующих счетах в бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований. Таким образом, появится дополнительный источник доходов для всех региональных и местных бюджетов, а значит, вырастет ликвидность на счету бюджетов и их доходность. И это очень важно, поскольку до сих пор только недотационные регионы могли размещать свои остатки на депозитах и получать с них определённый доход.
Новая система позволит Федеральному казначейству развивать платёжные сервисы так же, как это делают банки для своих клиентов, снизить транзакционные издержки при операциях со средствами бюджетов, а самое главное повысить доступность и комфортность оплаты государственных и муниципальных услуг для граждан и организаций.
Но для того, чтобы все это заработало, для начала нужно "довести до ума" текст законопроекта, убрать из него все отмеченные Счетной палатой нестыковки с ранее внесенными изменениями в Бюджетный кодекс, в законы 184-ФЗ, 278-ФЗ, 307-ФЗ и 289-ФЗ. Нужно учесть и то, что отдельные новации, предложенные данным законопроектом, уже реализованы в рамках 199-ФЗ от 26 июля 2019 года. И все это предстоит сделать на площадке Госдумы до рассмотрения законопроекта во втором чтении.
Необходимо устранить и "пробелы" в законопроекте, решить наконец вопрос казначейского сопровождения и использования средств, предоставляемых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, который мы постоянно обсуждаем в парламенте при прохождении любого бюджета. Каждый раз заново приходится решать, какие дополнительные средства выделяем юрлицам, кому выделяем, и сколько у них денег лежит на счетах. По данным Счетной палаты, на начало 2019 года было предусмотрено предоставление 347 субсидий юридическим лицам в сумме 736,4 млрд рублей. И это без федеральных бюджетных и автономных учреждений, государственных корпораций, публично-правовых компаний, которым идут еще сотни миллиардов рублей. Казначейское сопровождение – тот самый фактор, который позволит понять, какие из этих огромных средств мы выделяем правильно, а какие совершенно напрасно.
Столь же важно определить "цену вопроса" и источник финансирования создания новой системы. В финансово-экономическом обосновании указано, что принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы РФ и все будет решаться в рамках проекта "Электронный бюджет".
Но, на наш взгляд, разработчики глубоко ошибаются. На стадии создания и функционирования системы единого казначейского счета потребуются значительные средства федерального и региональных бюджетов, внебюджетных фондов и других участников бюджетного процесса. Ведь реализация этого проекта потребует больших затрат на разработку программного обеспечения, осуществление процессов информатизации, необходимых для перехода к системе казначейских платежей, а также на переподготовку кадров для работы в новой системе.