8 июля исполняется 45 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали, которая в наши дни переживает второе рождение. Это одна из стратегических транспортных магистралей страны – грандиозный проект советских времен: четыре тысячи километров от Тайшета до Советской гавани. Россия получила второй железнодорожный выход к Тихому океану, доступ к богатейшим месторождениям Сибири и Дальнего Востока.
Член партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, Заслуженный строитель России, Почетный железнодорожник Улан-Баторской железной дороги Владимир Иосифович Островко в середине 80-х годов прошлого века занимал должность Председателя Комиссии по приемке в эксплуатацию центрального участка БАМА. В СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ вступил сразу, как только Партия была создана. Сегодня Владимир Иосифович Островко – ветеран регионального отделения Партии в Орловской области.
В преддверии годовщины великой стройки Владимир Островко поделился с читателями своими воспоминаниями:
Самое ценное на БАМе – это люди. Я работал и в Казахстане на целине, и в Монголии на Улан-Баторской дороге, и на московской железной дороге, и в Мурманске. И все-таки могу сказать, что на БАМ приехали самые интересные люди: путешественники, романтики, люди увлеченные, у каждого за плечами была своя история, своя не всегда простая жизнь. Для многих БАМ –дорога новой жизни и новых возможностей. Дорогу в Советском Союзе строили всей страной, представители всех союзных республик. Тынду строили москвичи, Северо-Байкальск – ленинградцы, участок дороги Бурятии возводили приехавшие из Белоруссии, Прибалтики, Казахстана. Чару – из Азербайджана. Приезжали, конечно, и те, для кого было важно заработать деньги, сделать карьеру, но доброе товарищество, настоящая идея, работа в непростых условиях – все это давало людям ощущение счастья, приносило радость приобщения к великому строительству.
Владимир Иосифович в 1963 году закончил Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта в Гомеле, до 1970 года работал главным инженером строительного управления в городе Орле, десять лет посвятил развитию путей сообщения в Монголии. Когда в 1985 году ему предложили ехать на БАМ, согласился сразу: "Я родом из Белоруссии, мы там люди упертые. Вот и я, если что-то решил, – не отступлю".
Трудностей Владимир Островко не боялся: дитя войны, родившийся в 1940-м году, помнит, как во время оккупации немецко-фашистскими войсками Белоруссии скитались с матерью: "Помню, мне было три года, мать возила меня на тележке, которую называли "Беда". Отец, офицер СМЕРШ, воевал на фронте. Мы с матерью скитались от деревни к деревне. Зима, холод. Однажды, когда мы переезжали через речку, тележка перевернулась в воду, меня тогда чудом спасли. Укрылись в землянке, возле печки – это тепло запомнилось на всю жизнь".
Участок, за который отвечал Владимир Островко, – две тысячи километров железной дороги от станции Бамовская на Западно-Сибирской железной дороге до станции Нерюнгри, от станции Зейская в Хабаровском крае до станции Хани Нерюнгринского района Якутии. Огромная ответственность, напряженная работа, но были и случаи, которые теперь, по прошествии многих лет, Владимир Иосифович вспоминает с улыбкой:
У нас была задача – подготовить дорогу к приему госкомиссии, завершить строительство объектов, чтобы далее дорога функционировала в полном объеме при любых погодных условиях. Особенно – в тяжелых зимних. Был случай. Начальник Главбамстроя объезжал все станции. На станции Чильчи Тындинского района Амурской области котельная была не готова. Стояла только одна высоченная труба. Он устроил "разгон" нерадивым работникам. Через несколько дней едем мимо, останавливаться уже не собираемся, но на подъезде видим – из трубы идет черный дым. Вот, думаем, молодцы, в два раза быстрее сделали. А оказалось, эти "молодцы" подожгли покрышки для колес, создавая видимость рабочей котельной.
И все же большинство работали на совесть. Дорога была принята госкомиссией и работает до сих пор.
Владимир Островко напомнил, что и сейчас дорога продолжает расти и развиваться и считает важным реализовать проект, который позволит организовывать экскурсии для молодежи по разным участкам БАМа.
"Сейчас у нас в стране 20 млн нищих. Это у нас, в самой богатой стране в мире", – с горечью отмечает он, вспоминая, что во время строительства БАМа, например, в Тынде, проживало 60 тысяч человек, а сейчас население сократилось вдвое.
Я хотел бы обратиться к молодым людям. Не тратьте свое здоровье на проживание в многомиллионных городах. Есть другая жизнь. Есть другие дороги. Наш БАМ помимо экономического, политического значения еще и прекрасная возможность для туристов, для путешественников увидеть красоту Сибири. Один Северомуйский тоннель – 15 километров! Природа великолепная. Когда-нибудь будет реализован и проект строительство моста через Лену – грандиознейший проект, равный по значению строительству Крымского моста. Такие стройки, такие идеи и их воплощение – это то, ради чего стоить жить и работать. Я сам снова собираюсь ехать на БАМ и буду рад, если к нашей команде присоединится новое поколение бамовцев.