Михаил Емельянов: нужно идти не по пути усложнения требований к инвесторам, а по пути большего информирования
см. также ↓Первый заместитель председателя Комитета ГД по государственному строительству и законодательству, первый заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Михаил Емельянов рассказал, почему законопроект о категоризации инвесторов вызывает у него вопросы, какой должна быть ответственность за недобросовестную рекламу финансовых услуг и следует ли, по его мнению, разрешать Центробанку блокировать сайты без суда:
Михаил Васильевич, в Государственной Думе рассматривается так называемый законопроект о букмекерах, который предлагает внести ряд норм о незаконной игорной деятельности в законодательство о рынке ценных бумаг. Насколько оправданна такая правовая конструкция?
На мой взгляд, конечно, необходимо принимать законодательство, регулирующее деятельность букмекеров, и ужесточать ответственность за нарушения в игорных зонах. Но при этом нельзя путать совершенно разные вещи, потому что букмекеры и, скажем, форекс-дилеры, которые тоже в этом законопроекте упоминаются, относятся к различным сегментам экономики. Букмекеры – это игорный бизнес, азартные игры, это совершенно иная отрасль законодательства. Если же говорить о форекс-дилерах, то в данном случае речь идёт о финансовых инструментах, об инвесторах. Поэтому объединять положения о той и другой деятельности в одном законопроекте неверно. По этой причине я предложил несколько поправок в упомянутый законопроект, которые имеют цель разграничить совершенно разные категории совершенно разных субъектов права.
А каким именно образом?
Из законопроекта о букмекерах надо вывести упоминание о форекс-дилерах. Для букмекерской сферы необходим специальный законопроект, специальные законы, где эта деятельность будет урегулирована.
Давайте затронем другой злободневный вопрос – административные правонарушения в сфере рекламы финансовых услуг. Насколько масштабна эта проблема, и нужно ли увеличивать ответственность за нарушения?
В Думе рассматривается законопроект, который усиливает ответственность за незаконную рекламу финансовых услуг. Это, конечно, большая проблема, потому что информирование инвестора, инвестора неквалифицированного в большинстве случаев, очень важно. И когда инвестора сознательно вводят в заблуждение, появляются все те мошеннические схемы, от которых страдает население и цивилизованный бизнес. Поэтому, конечно, я готов выступить за то, чтобы ужесточать ответственность за недобросовестную рекламу в сфере финансовых услуг. Это одна из главных проблем на этом рынке.
Правильно я понимаю, что речь идёт в первую очередь о тех нарушениях, которые допускают не добросовестные (скажем, лицензированные) участники финансового рынка, а организации, может быть, даже не всегда зарегистрированные должным образом?
Совершенно неприемлемо, во-первых, когда рекламой финансовых услуг занимаются так называемые чёрные финансовые организации. Во-вторых, когда речь идёт о рекламе, в которой инвестору обещают то, чего дать ему не могут. За всё это должна быть повышена административная ответственность.
Бывает так, что недобросовестную рекламу даёт физическое лицо – человек, часто не имеющий отношения к финансовой организации, чьи услуги рекламируются, просто для того чтобы, скажем, отвести ответственность от этой организации. Планируется ли как-то разрешать эту проблему?
Это сложный вопрос, потому что дополнительные требования к рекламодателю встретят сопротивление со стороны рекламных компаний. Если рекламодателя заставят собирать многочисленные документы, то рынок рекламы мы поставим в очень сложное положение. Другое дело, что по факту за такие вещи должна наступать ответственность административная, а может быть, даже уголовная.
Данный законопроект, который рассматривается, какие нормы содержит?
Он пока только усиливает административную ответственность.
То есть увеличивает штрафы?
Да.
Предлагается дать право Центральному банку блокировать сайты недобросовестных финансовых организаций, нелицензированных участников финансового рынка. Насколько это необычная практика с точки зрения законодательства и самое главное – позволит ли это сократить недобросовестные практики?
Практика несколько необычная, конечно. Потому что всё-таки у нас есть суд, который решает подобного рода конфликты и споры, а внесудебный порядок всегда чреват произволом. Поэтому я не большой сторонник, чтобы такие полномочия были даны Центральному банку. Мы видим, что Центральный банк сейчас злоупотребляет своими единоличными полномочиями. По крайней мере, все эти скандальные истории с закрытием банков, с лишением их лицензий говорят о том, что Центральный банк далеко не всегда действует в соответствии с национальными интересами. Поэтому я считаю, что блокировка сайтов должна быть не сугубо делом самого Центрального банка, а решать должен суд. Это будет гарантия от произвола.
То есть по-прежнему инициировать блокировку сайтов должен иметь право Роскомнадзор и другие уполномоченные органы?
Безусловно. Те органы, которые отвечают за информационную политику. Но единолично Центральный банк не должен диктовать, какие сайты блокировать. Потому что нет совершенно никаких гарантий, что не будут блокироваться сайты добросовестных финансовых компаний, и что подобная мощь в руках Центрального банка не станет орудием недобросовестной конкурентной борьбы.
Что касается законопроекта о категоризации инвесторов, сейчас он очень активно обсуждается, есть определённые опасения со стороны участников финансового рынка, в том числе, например, брокеров, о том, что законопроект ударит по рынку. Есть вопросы и у самих частных инвесторов. Насколько это гармонично встроится в действующее законодательство, если за инвестора будут приниматься решения, во что он может, а во что не может вкладывать свои денежные средства?
Категоризация инвесторов – вещь сама по себе хорошая. Такие законы действуют в самых разных странах мира, и это себя оправдывает. Другое дело, какой конкретно механизм предлагается законом. Дьявол, как говорится, в деталях. Вот в этом механизме есть определённые нюансы, которые не очень хороши. В чём проблема? Есть довольно большая группа инвесторов, которым просто будет отказано в России инвестировать свободные денежные средства. Более того, предлагается какие-то дополнительные документы собирать. Предъявляются повышенные требования к капиталу, к оборотным средствам и т.д. Это ставит наш рынок в совершенно неконкурентные условия даже с соседями – с теми же белорусами, казахами, и со многими другими иностранными юрисдикциями, где для того, чтобы стать инвестором, достаточно несколько раз просто кликнуть на компьютере.
Нужно идти не по пути усложнения требований к инвестору, а по пути большего информирования со стороны компаний о тех рисках, которые влечёт та или иная деятельность. Ужесточение требований к инвесторам, установление каких-то дополнительных бюрократических процедур просто будет выталкивать нашего инвестора на зарубежные рынки, и наша экономика будет нести потери. Дополнительные требования к финансовым компаниям в части информирования клиентов, потенциальных инвесторов о тех рисках, которые могут возникнуть при пользовании теми или иными финансовыми инструментами – вот на это надо сделать акцент. А то, что предлагает закон, всякие дополнительные требования к капиталу, к оборотным средствам, к сбору документов и так далее – повлечёт за собой одно следствие: у нас просто не будет этого рынка, а все наши деньги, которые потенциальные инвесторы могли бы вложить в нашу экономику, утекут в другие экономики. Какой тогда из этого получится финансовый центр? Как решать задачу, поставленную Президентом, о привлечении инвестиций? Вопросов этот законопроект вызывает много, поэтому в данном виде он вряд ли может быть поддержан.
Может быть, имеет смысл в законопроекте снизить границу, разделяющую особо защищаемых неквалифицированных инвесторов и простых неквалифицированных инвесторов – как раз то, что сейчас предлагает сделать рынок?
Сейчас, по большому счёту, этот законопроект запретительный по своей сути. Он даже ничего не разделяет, он просто запрещает неквалифицированным инвесторам участвовать в этом рынке. По тем требованиям, которые в этом документе содержатся, он делает это малореальным. Поэтому нужно коренным образом пересмотреть концепцию законопроекта и сделать акцент на разъяснительную, пропагандистскую, рекламную работу, а не на те требования, которые он содержит к потенциальным инвесторам.
Источник: ИА Finversia