Александр Ремезков о порядке восполнения средств СРО, размещенных в банках, чьи лицензии были отозваны
см. также ↓Руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Сергей Миронов вместе с коллегами внес в ГД законопроект, которым предлагается внести изменения в федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". О том, почему депутаты считают необходимым установить четкий порядок в практике восполнения средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций (СРО), находящихся в кредитных организациях, чьи лицензии были отозваны, рассказал один из соавторов законопроекта депутат фракции "СР", первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Александр Ремезков:
Наша фракция внесла в Госдуму законопроект, в котором четко прописан особый порядок восполнения компенсационных фондов в тех случаях, когда банк, в котором хранились эти средства, был лишен лицензии.
Предлагается дополнить часть 10 статьи 3.3 закона положением, устраняющем любые двоякие толкования и позволяющем в законодательно определенном порядке восполнять средства компенсационного фонда СРО, утраченные в связи с отзывом Центробанком РФ лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации, в которой они были размещены.
Это необходимо сделать для того, чтобы решить возникшие из-за пробелов в законодательстве серьезные проблемы в строительной отрасли.
Поток обращений в парламент представителей этой отрасли не прекращается с 2017 года – после того, как в Градостроительный кодекс РФ внесли неоднозначные изменения, обязав СРО перевести все сформированные за несколько лет средства своих компенсационных фондов на специальные банковские счета в уполномоченных банках. На тот момент средства компенсационных фондов более половины всех действующих в стране СРО оказались "заморожены" в банках, у которых ЦБ РФ к этому времени отозвал лицензии. К сожалению, данный факт не был принят во внимание. В результате десятки СРО автоматически попали под исключение, поскольку специальный порядок восполнения средств этих фондов не был прописан, а общий не мог применяться, так как де-юре не было утраты средств компенсационного фонда. К тому же одновременно с изменением законодательства была назначена полномасштабная проверка Ростехнадзором всех существующих в стране СРО.
В тот период мы с коллегами-депутатами направили запросы в Правительство и в Минстрой России. В результате Минстрой разработал, а федеральное Правительство утвердило специальный алгоритм восполнения средств компенсационных фондов в случае лишения банка лицензии. СРО предоставили возможность зафиксировать как убыток средства, размещенные в банке с отозванной лицензией, а затем восполнять их, исходя из числа имеющихся на данный момент членов организации и в размере, предусмотренном действующим законодательством.
Но на практике этот алгоритм, к сожалению, не сработал. В 2017-2018 годах из реестра были исключены 78 строительных и проектных СРО, у которых средства хранились в лишившихся лицензии банках. Исключили даже те СРО, которые заново собрали компенсационный фонд в полном объеме взамен утраченного.
Оказалось, что на практике исключить из реестра СРО с миллиардными компенсационными фондами гораздо проще, чем компанию-однодневку. В данном случае действует упрощенный внесудебный порядок, и нужно только обоюдное согласие Ростехнадзора и Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). Исключенным из реестра СРО остается только оспаривать это решение в судебном порядке.
Именно это они и делали. В 2018 году в арбитражные суды десятков регионов посыпались обжалования решений Ростехнадзора об исключении СРО из реестра, а в Госдуму хлынул новый поток обращений предпринимателей. Проблемы появились в избирательных округах и курируемых регионах у всех депутатов-справедливороссов, которые стали соавторами внесенного законопроекта. Например, у меня есть данные о том, что в Курганской и Тюменской области исключены три саморегулируемые организации, а у шести из восьми действующих пока в Краснодарском крае СРО потеряны средства в банке с отозванной лицензией.
СРО стали массово исключать из реестра из-за того, что они не перечислили на спецсчета именно те деньги, которые "зависли" в закрытых банках. И это негативно повлияло на развитие строительной отрасли в нашей стране. 15 тысячам строительных и проектировочных организаций пришлось срочно перераспределиться в другие СРО и заново платить взносы до 15 миллионов рублей. Но главная проблема в том, что одновременно с исключением СРО утрачивают силу выданные им разрешения и допуски, а перейти в новое СРО строительной организации быстрее, чем за один-полтора месяца технически невозможно. Только в 2018 году поступило более одной тысячи заявлений от строителей, с которыми из-за прекратившегося членства в СРО были расторгнуты договоры или прекращено финансирование. Прямые и косвенные потери строительного бизнеса исчислялись миллиардами рублей, и это негативно сказалось на судьбе сотен тысяч работников строительных организаций.
В прошлом году предпринимались попытки законодательно решить эту проблему.
Для того, чтобы исключить неоднозначные толкования касающихся СРО поправок в Градостроительном кодексе, Правительство РФ поручило Минстрою включить разработанный им порядок восполнения компенсационных фондов в закон о негосударственной экспертизе. Однако в процессе рассмотрения этого законопроекта в парламенте из него были исключены положения о компенсационных фондах СРО видимо, сочли, что это никак не относится к негосударственной экспертизе. В итоге получился двойной казус. С одной стороны, законодательно проблема так и не была урегулирована, с другой стороны, сам факт внесения законопроекта для контролирующих органов стал сигналом к тому, что прописанный Правительством России особый подход не может применяться в рабочем порядке до принятия закона.
Очевидно, что необходимо быстрее принимать отдельный законопроект, в котором четко прописаны правила для организаций строителей. Именно такой законопроект разработала и внесла фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Предложенные нами изменения в законодательстве позволят усовершенствовать систему госконтроля за деятельностью СРО, устранить несправедливость, исключить возможность привлечения саморегулируемых организаций к ответственности за добросовестные законные действия по размещению средств компенсационного фонда в кредитной организации и тем самым защитить законные интересы работников строительной отрасли.